Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 28 июля 2017 года №1632-р, утверждающее программу «Цифровая экономика Российской Федерации» — об этом премьер объявил на совещании со своими заместителями, состоявшемся в понедельник.
Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, говорится на сайте правительства.
Напомним, что проект программы обсуждался на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое состоялось 5 июля. По результатам обсуждения президент поручил до 31 октября 2017 года определить и утвердить механизмы, источники и объёмы финансирования планов мероприятий программы «Цифровая экономика».
Ранее предполагалось, что финансирование программы будет осуществляться из фонда универсальной услуги связи (около 16 миллиардов рублей в 2016 году), платы за частоты (около 18 миллиардов рублей ежегодно) и, возможно, за счёт расходов федеральных органов власти на информатизацию (данные о величине этих расходов президент назвал на заседании совета — 200 миллиардов рублей в 2017 году). Не исключено также привлечение денег из иных источников.
Программа «Цифровая экономика» рассчитана до 2024 года. Документ со ссылкой на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы».
«В дальнейшем программу планируется дополнить отраслевыми проектами», — сказал на совещании Дмитрий Медведев. Такие проекты, в соответствии с программой, предусмотрены, в частности, в области здравоохранения и создания «умных городов».
Направления программы
Программа определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:
- нормативное регулирование;
- кадры и образование;
- формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
- информационная инфраструктура;
- информационная безопасность.
Целью направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).
По этому направлению предполагается:
- создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
- снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
- формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
- принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
- формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза;
- создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.
Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются:
- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.
По этому направлению предполагается:
- формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики;
- формирование технологических заделов в области цифровой экономики;
- формирование компетенций в области цифровой экономики.
Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются:
- развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
- развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных на условиях и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
- внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
- создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.
Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает:
- обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства;
- обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики;
- создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.
Сквозные технологии
В программе также перечислены так называемые сквозные (универсальные, предназначенные для использования во всех отраслях – ред.) технологии, на которых будет базироваться цифровая экономика. Это:
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
- системы распределённого реестра («блокчейн»);
- квантовые технологии;
- новые производственные технологии;
- промышленный Интернет;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Перечень сквозных технологий может корректироваться в ходе исполнения программы.
Управление исполнением программы
Государственное управление исполнением программы (включая контрольно-надзорную деятельность) предполагает дополнение программы «соответствующими разделами», а также составление «дорожных карт».
Для управления развитием цифровой экономики формируется «дорожная карта», которая по основным направлениям включает описание целей, ключевых вех и задач программы, а также сроков их достижения.
На базе «дорожной карты» будут разработаны план мероприятий, содержащий описание мероприятий, необходимых для достижения конкретных результатов, с указанием ответственных за выполнение мероприятий, источников и объёмов финансирования. План мероприятий будет утверждаться на три года и обновляться ежегодно.Разработка и реализация мероприятий программы базируется на основополагающих принципах информационной безопасности:
- использование российских технологий обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки;
- преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования;
- применение технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов.
Цели программы
В программе определены следующие показатели её реализации к 2024 году.
В отношении экосистемы цифровой экономики:
- успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
- успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);
- успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.
В отношении кадров и образования:
- количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, — 120 тысяч человек в год;
- количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, — 800 тысяч человек в год;
- доля населения, обладающего цифровыми навыками, — 40%.
В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:
- количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн. рублей) — 30 единиц;
- количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 миллиона долларов) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, — 10.
В отношении информационной инфраструктуры:
- доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ Интернету (100 Мбит/с), в общем числе домашних хозяйств — 97%;
- во всех крупных городах (1 миллион человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше.
В отношении информационной безопасности:
- доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов — 75%;
- доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет», маршрутизируемая через иностранные серверы — 5%.
Напомним, что программа «Цифровая экономика» подготовлена Минкомсвязью во исполнение перечня поручений президента России по реализации послания Федеральному Собранию.