В статье «Переход к комплексной автоматизации деятельности государства» директора по маркетингу и продажам компании «КСК Технологии» Геннадия Копаева и директора ЦИВТ «Концепт», заведующего кафедрой концептуального анализа и проектирования МФТИ Захирджана Кучкарова представлен достаточно подробный анализ состояния и проблем низкой эффективности автоматизации государственной деятельности на примере реализация ряда суперсервисов и Центра управления регионом (ЦУР). Одновременно авторы отмечают, что сложность рассматриваемой деятельности на порядок выше, а сроки проектирования и запуска упомянутых комплексных процессов, в том числе суперсервисов превышают стандартные сроки автоматизации отдельных услуг раз в десять.
Невозможно не согласиться и выводами о том, что для преодоления проблем, нарастающих при переходе к комплексной автоматизации деятельности государства, необходимо учитывать следующее.
- Справляться с этими проблемами должны комплексные команды. При этом системный подход должен быть дополнен тактикой «быстрых побед» при понимании конечной цели.
- За счёт правильной организации работ разных органов власти можно получить колоссальный выигрыш затрат времени.
- Для перехода на новый уровень управления информатизации нужен скачок. Просто так, без существенных усилий, забраться на новую ступень невозможно.
Цифровизация государственного управления осуществляется в рамках национального проекта «Цифровая экономика», задачи и проблемы которого подробно отражены ранее.
Причин для беспокойства за успех «Цифровой экономики» более чем достаточно, вот только некоторые из них.
Межведомственная разобщённость. Государственные информационные системы (ГИС) создаются и эксплуатируются в соответствии с отдельными законодательными и подзаконными актами, ограничивающими под предлогом защиты корпоративной информации состав и объём информации, предоставляемой в электронном виде сторонним пользователям. Организация взаимодействия ведомств при необходимости решения общегосударственных задач достигается на уровне действующих на непостоянной основе комитетов, рабочих и экспертных групп различного уровня и состава, формирующих решения рекомендательного характера.
Межведомственное электронное информационное взаимодействие осуществляется на уровне отдельных соглашений между ведомствами, а при оказании государственных и муниципальных услуг на основе соответствующей информационной системы (СМЭВ), при этом для каждого вида информации состав, структура и форматы данных определяются и актуализируются их ведомством-собственником.
Именно ведомственная разобщённость является причиной невыполнения в полном объёме требований ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Несовместимость информационных ресурсов. В отсутствие общегосударственных требований и рекомендаций к составу, структуре, форматам и порядку формирования даже одноимённые информационные ресурсы дублируют друг друга и носят противоречивый разнородный характер. Отсутствие же единой нормативно-справочной информации (НСИ) делает информационные ресурсы различных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации и муниципалитетов трудно совместимыми или же несовместимыми вовсе. Для того, чтобы судить насколько это критично для реализации НП «Цифровая экономика», достаточно одного примера.
Полноценное эффективное создание, актуализация и эксплуатация в общегосударственных целях основополагающих информационных ресурсов «Население», «Имущество», «Хозяйствующие субъекты», как и большинства других, невозможно без наличия отсутствующего до настоящего времени в России единого справочника адресов.
В сфере инфокоммуникационных технологий сформировался глубокий организационно-финансовый и информационно-технологический разрыв между органами государственной власти и местного самоуправления, в результате чего муниципалитеты практически исключены из участников НП «Цифровая экономика».
Взаимодействие органов государственной власти и негосударственных организаций в процессе оказания услуг практически не урегулировано, как и применение для этих целей коммерческих информационных ресурсов.
Реализацию НП «Цифровая экономика» на настоящий момент осуществляет искусственно разобщённая по ведомственному принципу, в недостаточной степени координируемая команда на основе разрозненных ГИС по принципу «с бору по сосенке». Более того, в отсутствии единой НСИ весьма затруднительно обеспечить необходимую совместимость и непротиворечивость создаваемых в рамках проекта единых централизованных информационных ресурсов, которые к тому же оторваны от фундамента информационной пирамиды страны, находящегося на муниципальном уровне.
При существующей схеме организации и управления реализацией НП «Цифровая экономика» чрезвычайно сложно обеспечить сбалансированное и эффективное развитие всех составляющих проекта. За примерами далеко ходить не приходиться.
Самая бурно развивающаяся сфера жизни российского общества — информационные технологии — фактически находится в правовом вакууме. Это делает вопрос скорейшего создании кодекса информационного пространства и технологий (далее Кодекс) не просто актуальным, а крайне необходимым.
Как минимум четверть населения России лишена широкополосного доступа (ШПД) к Интернету.
Дистанционное образование и подготовка кадров находятся в начальной стадии развития, в том числе и по причине отсутствия материальной базы у обучающихся.
Цифровая трансформация (цифровизация, диджитализация) – это по определению изменение формы деятельности в условиях цифровой реальности на основе данных. Цифровая трансформация прежде всего означает новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новую ответственность за данные, новые ролевые модели.
Поэтому нельзя не согласиться с Геннадием Копаевым и Захирджаном Кучкаровым в том, что колоссальный выигрыш средств и времени может быть получен за счёт правильной системотехнической организации работ различных органов власти, но просто так, без существенного напряжения забраться на новую ступень нельзя — для перехода на новый уровень управления и перехода от информатизации к продекларированной цифровизации нужен СКАЧОК.
Преодоление межведомственной разобщённости, интеграция информационных ресурсов для стратегического управления данными на основе общегосударственной системы НСИ, стандартизация и унификация информационных систем, алгоритмов и программ невозможна без коренного улучшения структуры и методов государственного управления в интересах обеспечения его эффективности в условиях цифровой реальности.
Государство должно единым централизованным способом регулировать цифровое пространство и информационную сферу в своих интересах для реализации и защиты базовых прав граждан России.
Поскольку, как говорит Наталья Касперская, «…стратегические вопросы не решаются «снизу-вверх», сборкой из разрозненных креативных предложений сотен игроков и участников, это же не капустник…», то правительство РФ должно провести соответствующие организационно-структурные преобразования. Безусловно, на всех стадиях реализации этого грандиозного проекта в сфере информационных технологий должны активно привлекаться компетентные представители органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и их ассоциаций, а также научного сообщества и IT-индустрии.
Иначе руководители НП «Цифровая экономика» рискуют оказаться в роли лектора советского общества «Знание», который с трибуны агитирует всех за обязательное применение новейших достижений медицинской науки, а сам продолжает лечиться исключительно у знахарки.
Об авторе: Андрей Губов, председатель Совета директоров «Фонда развития информационных технологий муниципалитетов» Общероссийского конгресса муниципальных образований, почётный член правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления».