Очередное дело о госзакупке ПО: ФАС может возбудить административное дело против Росархива

68

Федеральная антимонопольная служба решает вопрос о возбуждении административного дела по жалобе АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» на аукцион Росархива ценой 13,8 миллиона рублей, заявленный без надлежащего обоснования о невозможности соблюдения запрета на программное обеспечение, происходящего из иностранных государств.

Речь идёт о тендере на право заключения контракта на выполнение работ по автоматизации федерального казенного учреждения «Российский государственный архив социально-политической истории» (РГАСПИ) путем создания аппаратно-программной внутриархивной и внутриведомственной инфраструктуры передачи и обработки данных, объявленном 18 июля.

По мнению Центра компетенций, Росархив в документации об аукционе ненадлежащим образом установил описание объекта закупки, а именно: участникам закупки не представляется возможным прийти к выводу о том, что является объектом закупки. Также Росархив в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (ЕИС) размещено ненадлежащее обоснование о невозможности соблюдения запрета на программное обеспечение, происходящее из иностранных государств, в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как пояснил представитель Центра компетенций, в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных по классу «Программное обеспечение» зарегистрировано 235 программ, при этом в обосновании, размещенном в ЕИС в составе документации об аукционе, указано только 70 программ.

Напомним, согласно требованиям ФЗ-188 и постановлению правительства №1236, при госзакупках программного обеспечения следует соблюдать приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным товарам. Причём, если закупка российского софта невозможна, заказчик обязан публиковать обоснование отказа от закупки отечественного ПО. Покупать иностранный софт можно только если в реестре российского ПО отсутствует аналогичный российский программный продукт, или если отечественное ПО, включённое в реестр, не соответствует требуемым техническим характеристикам. Обосновывая невозможность закупки, заказчик должен перечислить функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки.

Комиссия ФАС признала, что обоснование было ненадлежащим, однако решила, что это не повлияло на результаты определения поставщика, поэтому предписания Росархиву не выдала. Материалы дела будут переданы соответствующему должностному лицу управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, говорится в заключении комиссии.

Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий зарегистрирован Минюстом в сентябре 2016 года. Цель создания Центра компетенций — эффективная реализация государственной политики по импортозамещению в сфере ИКТ в организациях, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и иных заинтересованных организациях.