Об опыте импортозамещения операционных систем и офисного ПО в Челябинской области

После утверждения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации Челябинская область в 2015 году разработала план импортозамещения программного обеспечения (ПО). Этот план ежегодно корректировался и расширялся. Текущая его версия, утвержденная губернатором Челябинской области в апреле 2017 года, предусматривает поэтапный переход на использование отечественного программного обеспечения:

I этап — переход на использование отечественного прикладного программного обеспечения с сохранением на компьютерах существующей операционной системы (до конца 2018 года);

II этап — формирование инфраструктуры переходного периода, что предусматривает установку внутри отечественной ОС Astra Linux системы виртуализации, позволяющей запускать привычную пользователям среду Windows (до конца 2017 года – Мининформ, пилотный проект, 2018-2019 гг — остальные ОИВ и ОМСУ);

III этап — завершение перехода на использование отечественного программного обеспечения (2020 год).

По результатам проекта предполагается оснащение не менее 90% компьютеров пользователей в органах власти отечественным системным и прикладным программным обеспечением.

Об опыте импортозамещения операционных систем и офисного ПО в Челябинской области
Этапы реализации плана импортозамещения ПО (с) Мининформ Челябинской области

Результаты работ в 2015-2017 годах

В 2015 году проведено обследование ИКТ-инфраструктуры Челябинской области (более 2000 компьютеров и серверов) на предмет используемого программного обеспечения. Выяснилось, что 100% компьютеров ОИВ используют операционную систему Windows. На серверах доля операционных систем Windows составляла около 55%, на Linux пришлось 45%. Среди прикладного программного обеспечения используется как зарубежное, так и отечественное (главным образом средства антивирусной защиты, средства криптографической защиты информации и специализированное программное обеспечение).

Для реализации плана (в том числе его финансового обеспечения) государственная программа «Развитие информационного общества в Челябинской области» была приведена в соответствие со Стратегией развития информационного общества. В частности, добавлено мероприятие «Переход на использование в деятельности органов исполнительной власти Челябинской области отечественного аппаратного и программного обеспечения».

Мероприятие госпрограммы учитывает требования подпункта д) пункта 29 Стратегии, который говорит о необходимости замены оборудования и программного обеспечения отечественными аналогами для обеспечения устойчивого функционирования информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Одним из ключевых индикативных показателей данного мероприятия является показатель «Доля отечественного программного обеспечения, используемого органами исполнительной власти Челябинской области», который по значениям совпадает с аналогичным показателем, предусмотренным приказом Минкомсвязи России от 29.06.2017 № 334 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения».

На 2017 и 2018 годы госпрограммой предусмотрен бюджет на приобретение отечественного серверного оборудования, программного обеспечения, а также обучение пользователей. Сегодня в соответствии с госпрограммой в областном Министерстве информационных технологий и связи на 90% компьютеров используется отечественное и свободно распространяемое прикладное ПО, а в 2016 году в управлениях социальной защиты населения (УСЗН) Челябинской области установлены 400 рабочих мест с отечественной операционной системой Astra Linux.

В этом году проект продолжается, устанавливаются ещё 700 рабочих мест. Выбор УСЗН для пилотного внедрения обоснован тем, что, во-первых, в 2016 году с нуля создавалась и внедрялась единая информационная система в сфере защиты населения, которая имеет архитектуру тонкого клиента и предполагает отказ от множества старых локальных информационных систем, совместимых исключительно с Windows. Во-вторых, работа в системе предполагает работу с персональными данными, а операционная система Astra Linux SE имеет соответствующие сертификаты ФСБ/ФСТЭК и средства обеспечения информационной безопасности. В-третьих, в процессе внедрения системы предусмотрено обновление парка компьютерной техники, что позволяет снизить затраты на внедрение за счёт приобретения системных блоков с предустановленной отечественной операционной системой.

В процессе внедрения отечественной операционной системы мы столкнулись с различными проблемами, основными из которых стали:

  • необходимость обеспечения временной совместимости с используемыми прикладными информационными системами (до момента завершения конвертации баз и окончательного перехода на единую систему);
  • необходимость обучения пользователей и системных администраторов работе с отечественным прикладным и системным ПО;
  • несовместимость отечественных операционных систем с имеющимся в УСЗН оборудованием.

Для решения указанных проблем предпринято следующее:

1. Сформирована инфраструктура переходного периода (среда виртуализации Windows внутри Astra Linux), позволяющая запускать прикладное ПО, не совместимое с отечественной операционной системой.

2. Помимо стандартного обучения сформировали чаты, а также организовали службу методической помощи по использованию отечественного ПО на базе подведомственного Мининформу учреждения ОГБУ «Челябинский региональный центр навигационно-информационных технологий».

3. Программировать драйверы для устаревшего оборудования, имеющегося в УСЗН, мы сочли нецелесообразным, и приобрели необходимое оборудование, совместимое с отечественной операционной системой. Старое оборудование используется на АРМ с операционной системой Windows и выводится из эксплуатации по мере его амортизации.

4. Проведено обучение пользователей и системных администраторов Мининформа работе с Astra Linux.

5. В этом году организована закупка отечественной программно-аппаратной платформы для Челябинского регионального центра обработки данных электронного правительства. Платформа включает в себя два взаимосвязанных узла: вычислительный, и узел системы хранения данных. Схемотехника обоих разработана отечественной компанией Depo (определена поставщиком по результатам торгов). Компонентная база серверов – зарубежная. На платформу устанавливаются средства виртуализации на базе KVM, а также отечественная программная СХД RAIDIX. Прорабатывается возможность развёртывания на указанной платформе системы управления официальными интернет-сайтами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Челябинской области (более 300 сайтов).

Импортозамещение невозможно без координации и централизации ИТ

Чтобы контролировать импортозамещение и обеспечить неукоснительное соблюдение запрета закупки зарубежного ПО, что требует постановление правительства от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», наше министерство стало уполномоченным органом на осуществление централизованных закупок в сфере ИКТ в отношении большинства ОИВ Челябинской области. Компетенция уполномоченного органа распространяется и на закупки ПО.

Принято постановление правительства Челябинской области от 17.07.2012 г. № 359-П «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Челябинской области», в соответствии с которым Минфин ведёт специальный учет всех средств, выделяемых на информатизацию. Мининформ координирует планирование и траты соответствующих бюджетных средств через механизм предварительных и уточнённых планов информатизации, и отчётов об их исполнении.

Об опыте импортозамещения операционных систем и офисного ПО в Челябинской области
Схема централизованного управления закупками ПО (с) Мининформ Челябинской области

Все межведомственные информационные системы, основные средства, доступ к Интернету, антивирусные программы – закупаются через наше министерство. Централизованно обслуживаются 15 из 25 органов власти Челябинской области (аппарат губернатора и правительства, управление делами губернатора и правительства, министерство имущества и природных ресурсов, министерство информационных технологий и связи, министерство культуры, министерство сельского хозяйства, министерство социальных отношений, министерство строительства и инфраструктуры, министерство тарифного регулирования и энергетики, министерство экономического развития, главное контрольное управление, главное управление по труду и занятости населения, главное управление юстиции, государственный комитет по делам архивов, государственный комитет охраны объектов культурного наследия).

По состоянию на сентябрь 2017 года доля отечественного ПО, приобретаемого централизованно для региональных ОИВ, составила 87% (без учёта предустановленного ПО, приобретаемого вместе с компьютерами). С учётом предустановленного ПО доля отечественного составляет 43%.

С начала 2017 года в министерстве работает служба, функции которой – проверка выполнения мероприятий по защите информации, что также стимулирует использование отечественного ПО.

Импортозамещение невозможно без развития отечественной IT-отрасли

Мы опираемся на потенциал нашего технопарка информационных технологий IT Park, который открылся в 2016 году. Он создан частным инвестором при поддержке РВК и правительства области. На территории технопарка находится лучший в Челябинске коворкинг и детский образовательный центр «Инженерика». Каждые полгода набираются стартап-команды, помещаемые в бизнес-инкубатор.

В технопарке создан опытно-демонстрационный центр, сформирована типовая конфигурация инфраструктуры переходного периода на базе Astra Linux. Резидент технопарка, компания «ЛАНИТ-Урал», разработала методологию перехода организации на отечественное ПО, которая предусматривает 12 функциональных потоков работ. Название методологии – «КИПАРИС» («Комплекс импортонезависимых программно-аппаратных решений для информационных систем органов государственной власти»). Подробная статья о ней опубликована на портале Экспертного центра электронного государства. КИПАРИС представляли в 2017 году на Челябинском ИТ-форуме (17-19 мая), форуме «ИТ-диалог» в Санкт-Петербурге (15-16 июня).

Об опыте импортозамещения операционных систем и офисного ПО в Челябинской области
Процессная модель Методологии планирования и реализации проектов импортозамещения ПО и СВТ в органах государственной власти (c) ЛАНИТ-Урал

В мае 2016 года Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, ООО «Технопарк информационных технологий» (ИТ-парк)» и разработчик операционной системы Astra Linux НПО Русбитех заключили соглашение о стратегическом партнёрстве по вопросам импортозамещения программного обеспечения.

Кроме того, начиная с начала этого года мы дали серьезные льготы для IT-компаний.

Для разработчиков, зарегистрированных в Минкомсвязи России и работающих по основной системе налогообложения, установлены льготы по налогу на имущество (ставка 0%) и налогу на прибыль, зачисляемому в областную казну (ставка 13,5%).

В конце 2016 года по инициативе губернатора области Бориса Дубровского принят соответствующий закон Челябинской области: в два раза снижены налоговые ставки для IT-организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения: с 6 до 3%.

Для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, занимающихся разработкой ПО, действуют «налоговые каникулы»: освобождение от уплаты налога в первые два года работы.

Об опыте импортозамещения операционных систем и офисного ПО в Челябинской области
Льготы, предоставляемые разработчикам ПО в Челябинской области

Проблемы

При реализации плана импортозамещения обнаружились следующие проблемы.

1. Отторжение проекта пользователями. Причин две, нежелание меняться и боязнь перемен в условиях большой загруженности текущей работой. Решение проблемы: разъяснительная работа с руководителями отраслевых органов власти на всех уровнях, тотальное обучение пользователей.

2. Поскольку процесс импортозамещения требует времени, необходимо обеспечить временную совместимость с используемыми прикладными информационными системами и унаследованным оборудованием (до момента завершения конвертации баз и окончательного перехода на единую систему). Решение: инфраструктура переходного периода с использованием средств виртуализации.

3. Отечественные аналоги графических редакторов, CAD-систем, средств виртуализации и т.п. не имеют полного набора функциональных возможностей. Например, не поддерживаются макросы в табличных редакторах, есть ограничения по максимальному объёму ресурсов, выделяемых для виртуальных машин средствами виртуализации, и т. п. Решение: содействие развитию отечественной IT-отрасли, воспитание наших IT-чемпионов.

4. Форматы файлов, используемые зарубежным и отечественным программным обеспечением, не всегда совместимы. Например, текстовые файлы формата .odt не всегда корректно открываются в Microsoft Word, таблицы в формате .ods не открываются в Microsoft Excel 2003, презентации, подготовленные в Microsoft PowerPoint, обычно некорректно открываются в презентационной системе LibreOffice Impress. Решение: принятие нормативных правовых актов, регламентирующих обязательное использование открытых форматов обмена данными, свободно распространяемых шрифтов и т.п.

5. Импортозамещение требует значительных первоначальных финансовых затрат на внедрение, обучение пользователей, перепрограммирование прикладных информационных систем. Эти затраты часто превышают затраты на поддержание работоспособности ранее закупленных иностранных систем, что вызывает вопросы при обосновании ассигнований в ходе планирования бюджета. Проблема решена лишь частично, требуется дополнительная разъяснительная работа с финансовыми и контролирующими органами.

6. Не все разработчики отечественных ведомственных систем готовы на инвестиции, чтобы обеспечить совместимость с отечественным ПО в среднесрочной перспективе. Проблема решена частично, ведутся переговоры.

7. Системные администраторы, компетентные в технической поддержке отечественных ОС, требуют более высокий уровень заработной платы. Решение: выделяются финансовые средства, проводится обучение существующих системных администраторов работе с отечественными ОС.

Об авторе: Александр Козлов, министр информационных технологий и связи Челябинской области

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: