На сайте Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных появилась инструкция о том, что делать в случае получения отказа в регистрации заявления и во включении продукта в реестр.
В случае, если причины отказа во включении сведений о программном обеспечении в реестр устранимы, заявитель вправе повторно подать заявление в порядке, установленном правилами, сказано в инструкции.
«С ростом количества заявлений в реестр пропорционально растет количество отказов в регистрации. Далеко не все заявители знают, что делать в таких случаях. Мы регулярно отрабатываем аналогичные ситуации с членами АРПП, так как, будучи членом Экспертного совета по российскому ПО, я понимаю, как устроен процесс изнутри и могу посоветовать, какие шаги предпринять компаниям. При этом вопросы, с которыми к нам обращаются компании, в основном типичны. Ответы на них содержит опубликованная на сайте реестра инструкция. Надеюсь, что она поможет многим. На мой взгляд, во многих случаях у заявителей есть возможность изменить ситуацию в лучшую сторону. Часто отказы связаны с отсутствием необходимых сведений, не предоставленных заявителем даже по запросам экспертов, например, дистрибутива ПО, отсутствием информации о продукте на сайте правообладателя и т.д. Устранив эти замечания, компания может вновь подать заявление в реестр», — поясняет исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Евгения Василенко.
Читать также: «Реестр российского ПО – инструкция для госзаказчиков»>>
Как указано в документе, решение о регистрации/отказе в регистрации продукта принимается в течение 10 рабочих дней с даты поступления.
Минкомсвязь России отказывает в регистрации заявления в случае, если:
а) заявление представлено с нарушением требований, установленных правилами (например, заявление некорректно подписано усиленной квалифицированной электронной подписью; некорректно заполнены электронные поля на официальном сайте реестра; не представлен полный комплект документов и т.д.);
б) в течение 12 месяцев, предшествовавших дню поступления заявления, Минкомсвязью было принято решение об отказе этому же заявителю во включении сведений об указанном в заявлении программном обеспечении в реестр на основании представления заявителем подложных документов, материалов и (или) недостоверных сведений.
Письмо с объяснением причин отказа в регистрации заявления направляется заявителю на контактный электронный адрес.
Заявитель вправе повторно подать заявление в порядке, установленном Правилами, после устранения причин, указанных в подпункте «а».
Читать также: «Как внести программный продукт в реестр российского ПО» >>
Что делать в случае получения отказа во включении в реестр?
После регистрации заявления в отношении него готовится экспертная оценка, которая выносится на голосование на заседании Экспертного совета по российскому программному обеспечению при Минкомсвязи России. По результатам голосования Минкомсвязь России принимает решение о включении или отказе во включении сведений о программном обеспечении в реестр, и это решение отдаётся приказом Минкомсвязи.
Уточнить причину отказа во включении сведений о программном обеспечении в Реестр можно, обратившись к оператору Реестра ФГУП МНИИ «Интеграл».
Как пояснил D-Russia.ru начальник отдела «Интеграла» Вадим Гойса, делать это следует с помощью формы обратной связи на сайте единого реестра по ссылке «Напишите нам», она находится в нижней строке страницы справа. Обращения регистрируются в журнале и обязательно рассматриваются.
Напомним, в июне на заседании рабочей группы по использованию сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере председатель временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмила Бокова отметила недостатки реестра отечественного ПО. В частности, она сказала, что реестр формируется и ведётся с нарушением правил, непрозрачно.
Так, согласно постановлению правительства №1236, на официальном сайте единого реестра российского ПО должны быть опубликованы экспертные заключения по заявлениям о включении программных продуктов в единый реестр. Однако за время работы реестра в открытом доступе не опубликовано ни одно заключение экспертного совета. Также это относится и к документам, на основании которых продукты исключаются из реестра как несоответствующие требованиям постановления правительства.
Как сообщал D-Russia.ru, на прошедшем в Барнауле 29 июня заседании рабочей группы по нормативно-правовому обеспечению развития информационного общества на региональном уровне координационного совета по информационным ресурсам, технологиям и связи Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» разработчики ПО также предъявляли претензии к реестру.
Так, эксперты отметили, что на сайте реестра не опубликован полный список членов Экспертного совета; сайты некоторых производителей не дают возможности «установить факт наличия ПО», экспертиза по корректности работы софта не проводится, зачастую нельзя проверить функционал ПО на сайте разработчика. ПО, внесённое в реестр до того, как на сайте был изменен классификатор (16 июня 2016 года), имеет уже несоответсвующие классы — и непонятно, как приводить их в соответствие.
По результатам исследования эксперты сформулировали ряд предложений по улучшению работы реестра.
См. также все материалы по импортозамещению ПО в органах власти и местного самоуправления >>