Нормативно-правовое обеспечение процесса импортозамещения в IT обсудили в Барнауле

1301

В Барнауле 29 июня прошло заседание рабочей группы по нормативно-правовому обеспечению развития информационного общества на региональном уровне координационного совета по информационным ресурсам, технологиям и связи Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение».

Мероприятие состоялось в рамках V международного форума «Электронная неделя на Алтае — 2016».

На заседании обсуждались следующие вопросы:

1. О нормативно-правовом обеспечении процесса импортозамещения в сфере информационных и технологий.

2. Об опыте реализации Концепции региональной информатизации.

3. О реализации постановления правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия». Об организации юридически-значимого электронного взаимодействия на региональном уровне.

IMG_1810

Руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов рассказал про нынешнее состояние нормативных документов в сфере импортозамещения софта. Он отметил, что до сих пор не выполнен ряд пунктов постановления правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, на официальном сайте единого реестра российского ПО в открытом доступе не опубликовано ни одно заключение экспертного совета и отсутствуют документы, на основании которых продукты исключаются из реестра как несоответствующие требованиям постановления правительства. Механизм работы экспертного совета, который принимает решения в включении программного обеспечения, не прозрачен.

Федеральным законом №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не установлена обязанность заказчика при осуществлении закупок, товаров, работ и услуг закупать программы и базы данных, указанные в реестре.

См. также «Импортозамещение ПО в органах власти и местного самоуправления»>>

Генеральный директор ООО «СофтЛаб-НСК», президент ассоциации «СибАкадемСофт» Ирина Травина рассказала о результатах исследования содержания и функциональности реестра российских программ, проведенного ассоциацией. Был также изучен сам реестр, включающий на сегодня 1186 записей, проанализированы критерии, предъявляемые к ПО и классам ПО; рассмотрены практики применения классов ПО к заявляемому ПО. Выборочно были изучены сайты производителей, проанализирована география разрабочиков ПО.

В результате эксперты сформулировали ряд замечаний к реестру. Так, на сайте не опубликован полный список членов Экспертного совета; не публикуется информация о проведённых заседаниях ЭС и протоколы заседаний; в случае отказов внесения в реестр не публикуются причины отказа; сроки оказания данной услуги превышают 30 дней. Травина отметила значительное число случаев отказа в регистрации в реестре, при этом заявителям не была предоставлена информация о причинах отказа.

Сайты некоторых производителей не дают возможности «установить факт наличия ПО», экспертиза по корректности работы софта не проводится, зачастую нельзя проверить функционал ПО на сайте разработчика.

ПО, внесённое в реестр до того, как на сайте был изменен классификатор (16 июня 2016 года), имеет уже несоответсвующие классы — и непонятно, как приводить их в соответствие.

По результатам исследования, эксперты сформулировали ряд предложений:

1. Услуга внесения в Реестр программного обеспечения должна иметь статус государственной и, соответственно, на неё должны распространяться все общие регламенты госуслуг (как писал D-Russia.ru, проект приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по формированию и ведению единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр российского программного обеспечения)» опубликован Минкомсвязью на портале для общественных обсуждений в июне).

2. Необходимо доработать регламенты в части публикации всей информации по ведению Реестра, том числе состав Экспертного совета, даты и протоколы заседаний Экспертного совета, экспертизы, решения.

3. Должны быть четко прописаны регламенты по отказу внесения ПО в Реестр, с обоснованием отказа.

4. Поскольку при закупке ПО необходимо оценить функциональные, технические и /или эксплуатационные характеристики ПО, разработчики должны предоставлять возможность изучения этих характеристик, в частности, путем размещения демо-версий и/или trial-версий ПО.

5. Сведения о программах, размещенных в реестре, должны актуализироваться

6. Должны быть регламенты по удалению ПО из Реестра, например, по причине выпуска нового релиза ПО и изъятия из гражданского оборота предыдущего релиза.

7. Необходима процедура и регламенты по актуализации разделов и классов по уже внесённому в Реестр ПО в связи с новым классификатором.

8. В связи с тем, что Реестр потенциально может содержать десятки и сотни тысяч записей, необходим инструментарий для работы госорганов с Реестром, с поисковыми и аналитическими функциями, для сокращения времени подготовки к госзакупкам ПО.

Читать также:

Директор Центра компетенций АО «НПО РусБИТех» по операционной системе специального назначения «Астра-Линукс» по Сибирскому федеральному округу Вадим Татюк представил предложения о возможных направлениях поддержки отечественных производителей операционных систем.

1. Ключевым направлением поддержки является стандартизация форматов хранения, обработки и передачи информационных ресурсов, которая должна на государственном межведомственном уровне определить форматы типовых документов, не зависящих от специфики ведомства. Стандартизированные форматы должны быть определены в качестве единственных допустимых в стране как для внутриведомственного, так и для межведомственного документооборота, сказал Татюк.

2. Необходимо на законодательном уровне прописать требование кроссплатформенности прикладного ПО, используемого в государственных структурах, которое обеспечит гарантированное функционирование этого ПО и в российских операционных системах, а не только в зарубежных. Включить эту характеристику в обязательные требования при объявлении госзакупок на поставку программного обеспечения.

3. Разрешить организацию госзакупок вычислительной техники и периферийного оборудования только тех типов и видов моделей, которые имеют официальную декларацию производителей о совместимости с операционными системами из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

4. Необходимо скорректировать правила рассмотрения и внесения российских программ в Единый реестр Минкомсвязи, с учетом необходимости проверки их совместной работы с включенными в реестр операционными системами, так чтобы заказчики могли использовать этот реестр как конструктор для создания автоматизированных систем. Сейчас ряд программ из реестра поддерживается только в ОС Windows — отметил Татюк.

Читать также: «Операционная система как Олимпиада для России»>> 

Также на заседании выступили председатель комитета информационных технологий и документальной связи администрации главы Республики Бурятия и правительства Республики Бурятия Валерий Андронов, заместитель директора КГБУ «Оператор электронного правительства Алтайского края» Наталья Павлиди, начальник отдела автоматизации и информационных технологий управления по социальным выплатам и обеспечению деятельности Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите Сергей Месензов, начальник сектора информатизации Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Евгения Дюкова, руководитель Ассоциации обучающих центров Татьяна Басаргина, заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Петр Тищенко, советник губернатора Томской области Наталья Маслова.

IMG_1805

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: