МФЦ — центр общественного доступа к государственным и муниципальным услугам в электронной форме

Минэкономразвития опубликовало для общественного обсуждения проект методических рекомендаций взаимодействия по функционированию информационных систем МФЦ, средств безопасности и каналов связи для обеспечения электронного взаимодействия.

Возможно, коллеги уже высказали мнение, созвучное моему. Но вопрос имеет принципиальное значение, и я хочу высказать свое суждение относительно того, как НЕ должны развиваться информационные системы МФЦ.

На мой взгляд, предложенный проект методических рекомендаций в случае его принятия усугубит давно обозначенную экспертами проблему.

В рамках программы совершенствования системы государственного управления автономно развиваются два проекта «МФЦ» и «Электронные услуги». Несмотря на единство целей – повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, снижение административных барьеров – при реализации этих проектов было допущено сепаратное развитие информационно-коммуникационной составляющей. В результате – размытие финансовых и человеческих ресурсов, недостаточный темп приближения к целевому состоянию.

Если на начальном этапе развития сети МФЦ и реализации принципа «одно окно» такой подход можно было оправдать неразвитостью нормативной базы для электронного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом, отсутствием инфраструктурных решений, необходимых для перевода услуг в электронный вид, то на современном этапе необходимо сформулировать новую стратегию развития МФЦ. МФЦ – нужен! Но МФЦ – как центр общественного доступа к государственным и муниципальным услугам в электронной форме.

На новом этапе совершенствования системы государственного управления МФЦ при реализации своих функций должны активно использовать созданную инфраструктуру электронного правительства. Но делать это нужно не за счет сложной интеграции большого количества разнообразных информационных систем МФЦ, используемых в разных субъектах РФ, с инфраструктурными системами электронного правительства, перечисленными в проекте методических рекомендаций.

Когда великого авиаконструктора Роберто Бартини спросили, может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую, он ответил: «Если бежать наперерез». Как может быть использован принцип «бежать наперерез» для развития МФЦ?

Сейчас сформирована многоканальная система предоставления государственных и муниципальных услуг:

  • услугу можно получить, обратившись к специалистам в МФЦ;
  • услугу можно получить, самостоятельно сформировав запрос на ЕПГУ.

Каждый канал имеет свою технологию обработки запроса на предоставление услуги.

«Бежать наперерез» значит перейти к единому каналу – единому технологическому комплексу, превратив МФЦ во фронт-офис электронного правительства. Для этого необходимо модернизировать процедуру формирования запроса на ЕПГУ таким образом, чтобы стало возможно с помощью ЕСИА зафиксировать, каким уполномоченным сотрудником МФЦ был сформирован запрос от имени заявителя: заполнено заявление в электронной форме, проведена предварительная проверка представленных документов и приложены электронные копии необходимых документов. После завершения этапа формирования запроса, выполненного с помощь модернизированной процедуры, предоставление услуги будет реализовано благодаря отлаженному взаимодействию систем единой инфраструктуры ЭП, ведомственных информационных систем и сотрудников ведомств. И если по существующим правилам есть необходимость предоставления результата услуги на материальном носителе: бумаге, пластике, то заявитель еще раз посетит МФЦ.

План перехода к модели «МФЦ – это электронное правительство с человеческим лицом» может быть таков:

1. Модификация процедуры формирования запроса на ЕПГУ с целью обеспечения ввода запроса от имени заявителя сотрудником МФЦ.

2. Внесение соответствующих изменений в нормативные документы для обеспечения легитимности ввода запроса от имени заявителя сотрудником МФЦ.

3. Организация работы МФЦ во время переходного периода, когда часть услуг, ранее переведенных в электронный вид, будет оказываться с использованием ЕИЭП, а другая часть будет предоставляться по старым правилам.

4. Перевод социально значимых, востребованных услуги в электронный вид (в первую очередь тех из них, которые оказывает по старой технологии МФЦ).

5. Совершенствование единой технологии предоставления государственных и муниципальных услуг.

mfc

Об авторе: Ирина Богданович — руководитель направления по региональному развитию компании «Центр ИТ». Ранее — директор по IT Уральского федерального университета (2012-2015), министр информационных технологий и связи Свердловской области (2009-2012). e-mail: Irina.Bogdanovich@centre-it.com

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ваши бы слова, да Богу в уши!
    Но опять никто нас не услышит… :-(

Comments are closed.