Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» декларируются права граждан и организаций на получение государственных и муниципальных услуг без предъявления документа, подтверждающего его оплату (квитанции).
С 1 января 2013 г. обеспечивать это призвана Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП), оператором которой является Федеральное казначейство.
В системе должны быть зарегистрированы банки, органы и организации государственной власти и муниципалитеты. В системе участвуют организации 13 видов.
Я проверил, как работает система на сегодняшний день, через полтора года после ее официального запуска, и выяснил, что дела обстоят не лучшим образом.
В частности, до сих пор не урегулированы вопросы с идентификацией платежей от граждан, информация о которых передается в систему.
Существуют два вида платежей за госуслуги: авансовые и неавансовые. При авансовом платеже заявитель оплачивает квитанцию до получения госуслуги, и этот платеж не связан с конкретным обращением в орган власти. Например, гражданин скачивает квитанцию для оплаты услуги получения загранпаспорта с сайта ФМС России, и идет с ней в банк, где совершает платеж.
Неавансовый платеж, это когда квитанцию гражданину дают при получении той или иной госуслуги в органе власти, и эта квитанция содержит в себе уникальный номер начисления.
Для авансового платежа обязательным условием того, чтобы орган власти «увидел» в ГИС ГМП оплату гражданином той или иной госуслуги, является наличие идентификатора гражданина (им может быть номер паспорта, СНИЛС, ИНН и проч.) в информации о платеже, которую в ГИС ГМП передает банк. Для неавансового платежа достаточно информации от банка об уникальном номере начисления.
Именно это и предусматриваются в приказе Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – приказ).
Приказ предписывает кредитным организациям и прочим составителям распоряжений о переводе денежных средств физических лиц в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, указывать уникальный идентификатор начисления и идентификатор сведений о физическом лице в соответствующем реквизите распоряжения физического лица о переводе денежных средств. Данные идентификаторы предусмотрены приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 года № 19н «Об утверждении Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах». Это данные паспорта, СНИЛС, ИНН и другие.
«Контрольная закупка», проведенная в августе 2014 года в Москве, показала, что в отделениях Сбербанка России не требуют паспорта или какого-либо документа от гражданина при оплате государственной пошлины за госуслугу.
В ряде отделений банков оплатить госпошлину по квитанции вообще не удалось. Операторы отделений говорили, что вообще не принимают к оплате госпошлину (РосБанк, Локо-Банк), либо что для оплаты пошлины обязательно надо быть клиентом того или иного банка (Связной-Банк, Газпромбанк).
При оплате услуг через терминалы оплаты, расположенные в местах оказания государственных услуг, также не требуется вводить какие-либо реквизиты, которые могут идентифицировать плательщика – достаточно указать ФИО и адрес проживания. Как следствие, орган власти не может выяснить, оплачивал гражданин предоставление услуги или нет.
Важно отметить, что терминалы, установленные в органах власти, имеют неприятные для гражданина особенности. В инспекции ФНС №46 по городу Москве платежные терминалы ООО «КБ Адмиралтейский» берут при оплате госуслуг комиссию 2,5%, но не менее 50 рублей. В МФЦ города установлены терминалы ЗАО АБ «Интерпрогрессбанк», которые за оплату любой государственной пошлины берут 100 рублей за информационно-технологическое обслуживание. При этом на терминалах имеется надпись «Госплатеж».
Что это значит для простых граждан?
Появляется возможность «троллить» органы власти и муниципалитеты, или еще хуже – вообще не оплачивать квитанции.
Например, можно, придя за паспортом в ФМС или регистрируя регистрацию брака в ЗАГСе, заявлять чиновникам, что вы оплатили пошлину, но не обязаны показывать квитанцию, так как информацию о платеже органы власти должны получать сами. Если орган власти подключен к ГИС ГМП, он запрашивает информацию в системе и, разумеется, не получает подтверждения платежа. Ведь в банке у вас не спросили ни СНИЛС, ни паспорт. Если же вы платили через терминал, даже с наклейкой «Госплатеж», указать идентифицирующий вас данные тоже было нельзя – просто не предусмотрено поле для их ввода.
Таким образом, банки игнорируют указания Минфина всякий раз, когда принимают оплату государственных пошлин. Не забывая при этом устанавливать странного размера комиссию за свои услуги.
Автор не захотел называть себя, считая важным обратить внимание только на изложенные им факты (они подтверждены документально).