Госведомства США получили инструкцию по IT-модернизации

89

Некоммерческая образовательная организация «Американский совет по технологии и индустриальный консультационный совет» (American Council for Technology and the Industry Advisory Council, ACT-IAC; основана в 1979 году для создания «более эффективного и инновационного правительства») опубликовала концепцию модернизации IT в федеральных агентствах США.

По мнению экспертов ACT-IAC, американские госведомства, стараясь отвечать требованиям времени, занимаются модернизацией своих IT-ресурсов как никогда активно. Процесс находится на ранней стадии – и впереди ждут «горы работы».

Ожидать положительного результата нельзя, если каждое ведомство станет искать пути решения проблемы самостоятельно и самостоятельно будет совершать типичные ошибки. К тому же, модернизация требует участия не только технарей, но и менеджеров, кадровиков и пр. — чтобы новые технологии успешно интегрировались в структуру организации и заработали как следует.

Руководство ACT-IAC является общим планом по модернизации IT-систем и включает пошаговые инструкции по постепенному переходу «от старого к новому», особенно отмечая, что процесс этот длительный, требующий внимательного подхода.

Документ описывает жизненный цикл модернизации; стратегии модернизации; создание бизнес-кейсов; финансирование; примеры успешных проектов по модернизации IT-систем.

Жизненный цикл модернизации состоит, по мнению авторов документа, из следующих этапов:

  • Оценка имущества и планирование
  • Готовность
  • Запуск
  • Внедрение
  • Постмодернизация

На всех этапах необходим контроль за изменениями и коммуникация с заинтересованными сторонами — чтобы необходимая для успеха поддержка предоставлялась своевременно.

Поскольку различные агентства находятся на разных этапах процесса модернизации и учитывая, что ряд из них консолидировали свою инфраструктуру, освоили облака, внедрили официально рекомендованные методологии управления IT-ресурсами и пр., стратегии модернизации для них будут отличаться. Важно выбрать подходящую стратегию, отмечается в документе, который описывает семь возможных сценариев: от переработки IT-архитектуры до полной замены устаревшего софта и «железа».

Чтобы подобрать нужную стратегию, агентствам предлагается ответить на несколько вопросов:

  • Можно ли заменить определенные приложения или процессы на готовые (типовые) коммерческие продукты?
  • В какой мере общекорпоративные сервисы являются достаточным решением?
  • Какие бизнес-функции выполняют используемые в настоящее время приложения? По каким правилам они работают?
  • Каков текущий метод доступа к информации и ее использования?
  • Сколько внешних интерфейсов сейчас используется и как они влияют на «движение вперед»?
  • Сколько сторонних продуктов необходимо будет заменить в будущем?
  • Как будут тестироваться новые приложения?
  • Есть ли потенциальные риски безопасности для разделения приложений?
  • Сколько будет стоить модернизация, и адекватна ли эта цена в разрезе бизнес-задач?

Выбирая стратегию модернизации, руководство рекомендует принимать во внимание открытые платформы. Положенные в основу системы, открытые технологии обеспечивают гибкость, масштабируемость, надежность платформы в будущем, отмечается в документе. Также нельзя забывать, что устаревшие системы создавались без учета необходимости надежной защиты данных — так что этот пункт должен быть рассмотрен в первую очередь.

В документе отмечается, что затраты на содержание устаревших систем в американских агентствах превышают 70% годового IT-бюджета — и ведомствам нужно научиться выжимать из оставшихся средств деньги на модернизацию. Этому могут помочь «солидные» бизнес-кейсы, составляя которые, следует упирать на критичность модернизации для выполнения миссии агентства; высокую вероятность того, что вложенные деньги «отобьются»; опасность сохранения статус кво IT-систем и пр.

IT-бюджет госструктур США
Напомним, согласно отчету Счетной палаты США, правительство государства в 2015 году потратило более 75% IT-бюджета на эксплуатацию и содержание IT-систем и оборудования. Это уже установившаяся тенденция. За семь последних финансовых лет эта политика привела к тому, что расходы на развитие, модернизацию и совершенствование IT-активов уменьшились на 7,3 миллиарда долларов. Большинство федеральных агентств работают с устаревшим софтом и «железом» — возраст некоторых из систем превышает 50 лет. Бюджетные расходы на государственные IT в 2016 году составляют более 80 миллиардов долларов, и значительная часть этой суммы идет на поддержание устаревших IT-систем.

В бюджете на 2017 финансовый год, предложенном президентом США, на IT предполагается выделить более 89 миллиардов долларов — более 70% из этой суммы опять же, по плану, пойдет на эксплуатацию старых систем.

Концепция ежегодного бюджета не слишком приспособлена к одновременному поддержанию устаревших систем в работоспособном состоянии и радикальным изменениям в IT-хозяйстве, говорится в документе. Возможно, в будущем будет создан фонд модернизации IT (подробнее о фонде — здесь >>) или агентства получат полномочия распределять бюджет гибче, но на сегодняшний день потенциальные источники финансирования модернизации унаследованных систем таковы:

1. Запрос фондов при формировании бюджета.

2. Эффективное использование существующего бюджета.

3. Использование моделей «возврата платежа».

Последняя схема заключается в стимулировании пользователей сервисов, которые предполагается модернизировать, внести свой (денежный) вклад в эту модернизацию.

Читать также: «Эксперты: кибербезопасности правительства США вредит концепция ежегодного бюджета»>> 

Руководство ACT-IAC не является официальным меморандумом. «Идеи, изложенные в данном документе, необязательно представляют официальное мнение частных лиц и организаций, участвовавших в его разработке. <…> ACT-IAC не несет ответственности за последствия действий, предпринятых на основании информации, представленной в документе», — говорится в дисклеймере.

Официальный отчет о состоянии IT-ресурсов и новое руководство для агентств по обращению с устаревшими IT-системами должны быть опубликованы административно-бюджетным управлением США (Office of Management and Budget) в ближайшие недели.