Некоммерческая образовательная организация «Американский совет по технологии и индустриальный консультационный совет» (American Council for Technology and the Industry Advisory Council, ACT-IAC; основана в 1979 году для создания «более эффективного и инновационного правительства») опубликовала концепцию модернизации IT в федеральных агентствах США.
По мнению экспертов ACT-IAC, американские госведомства, стараясь отвечать требованиям времени, занимаются модернизацией своих IT-ресурсов как никогда активно. Процесс находится на ранней стадии – и впереди ждут «горы работы».
Ожидать положительного результата нельзя, если каждое ведомство станет искать пути решения проблемы самостоятельно и самостоятельно будет совершать типичные ошибки. К тому же, модернизация требует участия не только технарей, но и менеджеров, кадровиков и пр. — чтобы новые технологии успешно интегрировались в структуру организации и заработали как следует.
Руководство ACT-IAC является общим планом по модернизации IT-систем и включает пошаговые инструкции по постепенному переходу «от старого к новому», особенно отмечая, что процесс этот длительный, требующий внимательного подхода.
Документ описывает жизненный цикл модернизации; стратегии модернизации; создание бизнес-кейсов; финансирование; примеры успешных проектов по модернизации IT-систем.
Жизненный цикл модернизации состоит, по мнению авторов документа, из следующих этапов:
- Оценка имущества и планирование
- Готовность
- Запуск
- Внедрение
- Постмодернизация
На всех этапах необходим контроль за изменениями и коммуникация с заинтересованными сторонами — чтобы необходимая для успеха поддержка предоставлялась своевременно.
Поскольку различные агентства находятся на разных этапах процесса модернизации и учитывая, что ряд из них консолидировали свою инфраструктуру, освоили облака, внедрили официально рекомендованные методологии управления IT-ресурсами и пр., стратегии модернизации для них будут отличаться. Важно выбрать подходящую стратегию, отмечается в документе, который описывает семь возможных сценариев: от переработки IT-архитектуры до полной замены устаревшего софта и «железа».
Чтобы подобрать нужную стратегию, агентствам предлагается ответить на несколько вопросов:
- Можно ли заменить определенные приложения или процессы на готовые (типовые) коммерческие продукты?
- В какой мере общекорпоративные сервисы являются достаточным решением?
- Какие бизнес-функции выполняют используемые в настоящее время приложения? По каким правилам они работают?
- Каков текущий метод доступа к информации и ее использования?
- Сколько внешних интерфейсов сейчас используется и как они влияют на «движение вперед»?
- Сколько сторонних продуктов необходимо будет заменить в будущем?
- Как будут тестироваться новые приложения?
- Есть ли потенциальные риски безопасности для разделения приложений?
- Сколько будет стоить модернизация, и адекватна ли эта цена в разрезе бизнес-задач?
Выбирая стратегию модернизации, руководство рекомендует принимать во внимание открытые платформы. Положенные в основу системы, открытые технологии обеспечивают гибкость, масштабируемость, надежность платформы в будущем, отмечается в документе. Также нельзя забывать, что устаревшие системы создавались без учета необходимости надежной защиты данных — так что этот пункт должен быть рассмотрен в первую очередь.
В документе отмечается, что затраты на содержание устаревших систем в американских агентствах превышают 70% годового IT-бюджета — и ведомствам нужно научиться выжимать из оставшихся средств деньги на модернизацию. Этому могут помочь «солидные» бизнес-кейсы, составляя которые, следует упирать на критичность модернизации для выполнения миссии агентства; высокую вероятность того, что вложенные деньги «отобьются»; опасность сохранения статус кво IT-систем и пр.
В бюджете на 2017 финансовый год, предложенном президентом США, на IT предполагается выделить более 89 миллиардов долларов — более 70% из этой суммы опять же, по плану, пойдет на эксплуатацию старых систем.
Концепция ежегодного бюджета не слишком приспособлена к одновременному поддержанию устаревших систем в работоспособном состоянии и радикальным изменениям в IT-хозяйстве, говорится в документе. Возможно, в будущем будет создан фонд модернизации IT (подробнее о фонде — здесь >>) или агентства получат полномочия распределять бюджет гибче, но на сегодняшний день потенциальные источники финансирования модернизации унаследованных систем таковы:
1. Запрос фондов при формировании бюджета.
2. Эффективное использование существующего бюджета.
3. Использование моделей «возврата платежа».
Последняя схема заключается в стимулировании пользователей сервисов, которые предполагается модернизировать, внести свой (денежный) вклад в эту модернизацию.
Читать также: «Эксперты: кибербезопасности правительства США вредит концепция ежегодного бюджета»>>
Руководство ACT-IAC не является официальным меморандумом. «Идеи, изложенные в данном документе, необязательно представляют официальное мнение частных лиц и организаций, участвовавших в его разработке. <…> ACT-IAC не несет ответственности за последствия действий, предпринятых на основании информации, представленной в документе», — говорится в дисклеймере.
Официальный отчет о состоянии IT-ресурсов и новое руководство для агентств по обращению с устаревшими IT-системами должны быть опубликованы административно-бюджетным управлением США (Office of Management and Budget) в ближайшие недели.