Гендиректор «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев: «Для малого и среднего бизнеса решения могут быть только платформенными»

AliExpress Россия – совместное российско-китайское предприятие, приступившее к работе в нашей стране осенью 2019 года. Гендиректор компании Дмитрий Сергеев дал интервью D-Russia.ru – речь шла, в частности, о продвижении отечественных товаров на технологических платформах Alibaba Group и Mail.ru Group.

— Роль государства в создании СП? Кто инициатор?

— В составе акционеров, во-первых, присутствует российский суверенный фонд, РФПИ. Это представитель государства. Мы рассматриваем его как партнёра и видим синергию в сотрудничестве с ним. Во-вторых, государство нам очень помогло на всём процессе этой сделки, которая подписана была в присутствии президента РФ Владимира Владимировича Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Хочется верить, что государством это расценивается и как важный шаг с точки зрения российско-китайских отношений, и как большая инвестиция, и как партнёрство российских компаний – «Мегафон», РФПИ, Mail.ru Group – с крупнейшей китайской компанией, Alibaba Group. Это крупнейший проект между Россией и Китаем в неэнергетической сфере.

Инициатором сотрудничества были обе стороны. Alibaba искала в России партнёров, в том числе для развития на локальном рынке. Mail.ru Group – крупнейшая в России интернет-компания с точки зрения аудитории, РФПИ – значимый инвестор, «Мегафон» — телеком-компания с огромным числом пользователей. Alibaba – одна из самых высокотехнологичных компаний в мире, обладает большой экспертизой на этом рынке. Сошлись интересы всех участников.

Меморандум о сотрудничестве между Mail.ru Group, Alibaba Group, «Мегафоном» и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) подписан на Восточном экономическом форуме в сентябре 2018, закрылась сделка в октябре 2019. Около года. Как в одном из интервью по этому поводу сказал директор AliBaba Дэниэл Чжан (Daniel Zhang), «хорошая свадьба долго готовится».

— Продвигает ли совместное предприятие отечественные товары?

— AliExpress – и локальная, и трансграничная платформа. Функционально она аналогична китайской Taobao, основой развития которой является местный малый и средний бизнес. Благодаря этому у нас есть технологии, которые позволяют малому и среднему бизнесу на нашей площадке очень легко открывать магазины и вести онлайн-торговлю.

У нас есть трафик, есть интерес пользователей, и мы можем перераспределять этот трафик на локальных продавцов, помогать им развиваться. Именно потому, что мы маркетплейс, а не ретейл, мы представляем интерес для малого бизнеса. В ретейл ему со своим товаром попасть очень сложно, а к нам – очень легко. Ретейл интересуют большие игроки, а на маркетплейсе фактически каждый магазин – это магазин конкретного бизнеса, он сам управляет ценами, аудиторией, ассортиментом, всем. В нашем случае этот магазин стоит на улице, по которой проходит очень много покупателей. Да, исторически они приходили за трансграничным ассортиментом, но факт в том, что они есть, и теперь их можно направить в местные магазины.

Пример продвижения отечественного производителя

Бренд детской одежды Lucky Child. У компании нет своих офлайн-магазинов. Половина доходов приходится на онлайн-продажи через маркетплейсы, в том числе на AliExpress. Во время акций на 11 ноября (большая ежегодная распродажа на AliExpress) продажи компании выросли не менее чем в 40 раз.

За время работы СП количество новых российских продавцов на платформе по сравнению с прошлым годом увеличилось в 80 раз, а в сравнении с январем прошлого года – в 100 раз, до 10 тысяч. Среди новых продавцов платформы в 2019 году появились «Ашан», Sunlight, «Мегафон», LG, Panasonic и др.

Кроме того, в проекте участвует Mail.ru Group, у которой есть «ВКонтакте», где уже очень много бизнесов. Но «ВКонтакте» — социальная сеть, не e-comm-площадка, намерения аудитории связаны скорее не с приобретением товаров. А у нас аудитория априори интересуется именно товарами. Если мы добавим эти магазины к себе на площадку, то дадим им возможность больше продавать.

Все вещи, связанные с малым и средним бизнесом, могут быть только платформенными. Как раз эти платформы у нас есть. У нас есть технологии Alibaba, и у нас есть платформа «ВКонтакте». При соединении мы сможем сделать очень удобный сервис для малых компаний. Одна из наших идей состоит в удобной интеграции AliExperss и «ВКонтакте».

Во «ВКонтакте» сотни тысяч малых бизнесов. На порядок больше, чем есть сейчас на AliExpress и больше, чем есть у любого российского e-comm, поскольку российские e-comm создавались по т.н. комиссионной модели, с ориентацией на крупных поставщиков, как магазины, которые что-то закупили оптом и перепродают в розницу. А мы – чистый маркетплейс.

Существует канал, который позволяет продавать товары в другие страны, в том числе и в Китай. Это оптовые b2b-площадки Alibaba.com и 1688.com. Есть успешные примеры выхода российских компаний на китайский рынок через эти площадки. Им активно помогают в этом Московский экспортный центр и Российский экспортный центр. За последний год российские компании из различных регионов удвоили свое присутствие на alibaba.com и 1688.com. Сегодня там около 400 российских продавцов, которые продают товары более 30 категорий – в частности, парфюмерию и косметику, продукты питания и напитки, товары народного потребления.

— Где хранятся данные пользователей? Какова IT-инфраструктура?

— Изначально одним из параметров сделки было то, что все пользовательские данные локализуются в России. Что касается IT-инфраструктуры, то мы работаем на платформе Alibaba. Серверы находятся в России, в 2017 году мы арендовали ЦОД, его оператором является компания Orange Business Services. Софт – китайский. Это передовые технологии, они отработаны в Китае в гораздо больших масштабах. В Китае онлайн-покупателей больше, чем населения в России: в 2019 году количество активных покупателей на платформах Alibaba Group составило 654 миллионов. Мы создаём свою экспертизу, активно набираем IT-специалистов для разработки своих сервисов на действующей платформе.

— Как вы работаете с потенциальными продавцами?

— У нас есть отдел продаж и развития бизнеса. Проводим конференции для продавцов, работающих на нашей платформе, в этих конференциях участвуют в общей сложности сотни компаний.

Мне известны совсем маленькие производители, которые дома заняты поделками – чехлы для телефонов ручной работы, например. Конечно, они на конференцию не поедут. Но им, чтобы оказаться на AliExpress, достаточно будет нажать кнопку на своей страничке во «ВКонтакте».

В наших планах сортировать поисковую выдачу в зависимости от того, насколько близко продавец находится к покупателю, по принципу «чем ближе продавец, тем быстрее будет доставлен товар». Это тоже создаёт преимущества для локальных компаний.

— Каковы формальные требования к компаниям для торговли на вашей платформе?

— У нас нет ограничений по порогу входа на площадку. Продавцом может стать любой желающий. В отличие от других игроков, мы не навязываем требований по логистике или сервисам: продавцы могут использовать свои собственные склады или службы доставки, или же выбрать наши. За счёт этого продавцы могут сосредоточиться на продвижении и продажах с помощью инструментов платформы. У нас можно зарегистрироваться как через технического партнёра, так и напрямую в специальном разделе на сайте.

— Отличаются ли условия работы в России для отечественных и китайских продавцов?

— Локальная комиссия уже меньше, чем глобальная. Это даже не преференция, это необходимо для становления нашего бизнеса в России. Нам важно привлечь компании на нашу платформу, это простая коммерческая логика. В среднем мы берём единицы процентов комиссии с продажи, это в разы, если не на порядок, меньше, чем в крупных отечественных онлайн-магазинах.

— Как вы защищаете отечественного потребителя в арбитражах, которые случаются между отечественным покупателем и китайским продавцом?

— Поддержка российских пользователей локализована. Покупатель защищён в соответствии с российскими законами. По статистике более 95% заказов на площадке доставляются без каких-либо последующих претензий со стороны потребителей. Оставшиеся 5%, как правило, имеют нарекания, связанные с логистикой. На площадке действует двухуровневая система разрешения споров – сперва продавец и покупатель урегулируют разногласие между собой. Как правило, 60% споров решаются на этом уровне, так как рейтинг продавца, в том числе, зависит от наличия споров и неразрешенных ситуаций. Если же достигнуть соглашения не удалось, спор выносится в службу поддержки платформы, сотрудники которой разрешают спор. В 95% случаев решение принимается в пользу покупателя.

Потребитель также защищён финансово, поскольку в момент оформления заказа продавец не получает средства, а лишь уведомляется о необходимости отправить товар определённому покупателю. Деньги за товар поступают на счёт и передаются продавцу только после получения потребителем заказа и по истечении 15 дневного срока, в течение которого потребитель вправе открыть спор.

— Зачем нужна вам – и покупателю – ещё одна платёжная система?

— Мы будем пользоваться этой системой, но AliExpress Россия не участник разработки. Для нас, как для платформы, любая локальная система, такая, например, как VK Pay, как и та, о которой мы говорим – предпочтительнее. Речь о «платёжном окне» именно для отечественного покупателя. Оно должно быть для него удобнее – по интерфейсу, условиям платежей, возможно, предложениям кредита и пр.

— Способы доставки товаров с созданием СП изменятся?

— Наш крупнейший логистический партнёр – «Почта России», на неё приходится 80% доставки. Мы многое с «Почтой России» делаем для максимальной локализации, которая, в свою очередь, способствует ускорению доставки.

Покупка из Китая, даже если она пересылается национальными почтовыми службами Китая и России, сейчас может прийти через третьи страны, но в идеале мы стремимся к тому, чтобы посылка как можно быстрее попала в систему «Почты России». Которая, кстати, активно инвестирует в свою инфраструктуру на территории страны.

В России много других логистических компаний, и мы с ними тоже взаимодействуем. За год AliExpress Россия более чем втрое увеличила количество точек выдачи заказов. На середину января их количество превысило 13 тысяч (из них 8600 выдают в том числе локальные заказы) в почти 3500 населённых пунктах России.

Мы будем инвестировать в российскую логистику. Это тоже задача платформы – не только предоставить возможность заключить сделку, но ещё и упростить доставку. Малому бизнесу, о котором мы говорили, должно быть удобно отправить свой товар тому, кто его купил. Необходимо простое решение, в наших планах его создать.

— Когда?

— В течение 2020 года.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: