ЕПГУ или региональные порталы: обсуждение на «ITForum 2020»

76

На завершающемся в пятницу Х Международном форуме «ITForum 2020 / Цифровой мир» в Нижнем Новгороде состоялся круглый стол «Цифровые услуги и цифровой контроль», где обсуждался вопрос – что привлечёт больше граждан к использованию электронных госуслуг – единый общероссийский портал или региональные и ведомственные ресурсы, созданные по принципу «пусть расцветают тысячи цветов».

Круглый стол вели руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов и министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергей Кучин.

Во время работы круглого стола

В дискуссии приняли участие заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Козырев, заместитель директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Александр Павлович, начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андрей Стрельцов, начальник департамента Смоленской области по информационным технологиям Андрей Рудометкин, министр информатизации и связи Республики Мордовия Олег Соколов, руководитель проектов АО «РТ Лабс» Павел Комов, советник Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Пётр Иванов и другие.

Слева направо: Александр Павлович, Алексей Козырев, Сергей Кучин, Павел Хилов. Фото (с) директор корпорации развития интернет-технологий Ульяновской области Светлана Опенышева

См. также «Алексей Козырев: предполагается, что первые комплексные и проактивные услуги появятся на ЕПГУ уже в этом году» >>>

Александр Павлович напомнил основные цели развития электронных госуслуг: 70% граждан к 2018 году должны получать госуслуги в электронном виде, 90% — удовлетворены качеством оказания госуслуг.

По состоянию на декабрь 2016 года эти показатели достигли значений 51% и 66% соответственно.

Основные цели

По данным Минкомсвязи, 54% граждан уверенно узнают и выбирают бренд единого портала госуслуг (ЕПГУ) среди прочих государственных онлайн-ресурсов. Всего же в стране насчитывается более 400 государственных сайтов и более 86 порталов госуслуг – они по-разному устроены, по-разному выглядят, и часто по-разному обеспечивают одни и те же сервисы.

Исследования ФОМ и РАЭК. Из презентации заместителя директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Александра Павловича.

В числе причин, по которым регионы отказываются от использования ЕПГУ в пользу собственных разработок, Павлович назвал следующие:

  • 43,6% пользователей не знают о возможности получить нужную услугу онлайн;
  • 36,2% предпочитают живое общение и поэтому обращаются в МФЦ;
  • 33% не смогли разобраться в сайте, не хватило навыков или знаний;
  • в 30% случаев получить услугу необходимо лично с предоставлением документов;
  • 20,8% не нашли нужную услугу на сайте.

Представитель Минкомсвязи также рассказал о направлениях, по которым министерство развивает предоставление услуг в электронном виде: расширение набора «жизненных ситуаций» на едином портале, поддержка разных платформ (смартфон, планшет, компьютер), предоставление единого набора универсальных сервисов для органов власти (единый личный кабинет, госпочта, ЕСИА, госбар, виджеты, платёжный шлюз, досудебное обжалование и пр.), мультирегиональность госуслуг, открытая платформа госуслуг, «Кобренд» с госуслугами и пр.

Открытая платформа госуслуг
«Кобренд» с госуслугами

Павел Комов из «РТ Лабс» рассказал о стратегии популяризации электронных госуслуг в регионах.

Как пояснил Комов, не существует универсальных инструментов популяризации: для того, чтобы понять, какие методы будут работать в каждом конкретном случае, необходимо изучать региональные особенности, опыт предыдущих рекламных кампаний. Так, например, есть регионы, где «дети рождаются с охотничьим оружием», вследствие чего самая популярная услуга – выдача разрешений на хранение такового, именно такие услуги следует обеспечить на местах и пропагандировать в первую очередь. Следует также провести аудит каналов коммуникации (ТВ, радио, пресса, Интернет), определить самые эффективные каналы пропаганды электронных госуслуг для каждого региона в отдельности. Комов привёл пример субъекта РФ, правда, не назвав его по имени, где влиянием пользуется почти исключительно местная пресса и местные блогеры, а федеральные СМИ публику не привлекают.

Как отметил Комов, акцент на правильную популярную услугу в нужный момент времени стимулирует рост количества регистраций пользователей электронных госуслуг. К популяризации услуг привлекаются местные онлайн-ресурсы. Например, справочник магаданмама.рф показывает ключевые услуги портала для молодых родителей: детские сады, школы, здоровье, кружки и секции, товары и услуги, развлечения, полезные ссылки и другое.

Широкий спектр решений

Напомним, «РТ Лабс» является основным технологическим партнером «Ростелекома» по развитию инфраструктуры электронного правительства.

Представители регионов мотивировали приверженность идее развивать собственные региональный портал госуслуг, в частности, тем, что в это уже вложены средства, и уговорить губернатора выделить ещё треть миллиона рублей на интеграцию региональных сервисов в ЕПГУ может оказаться непростым делом.

Советник Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Пётр Иванов рассказал, что в настоящее время в административных регламентах предоставления государственных услуг закреплена практика, согласно которой жизненный цикл госуслуги завершается принятием решения или выдачей гражданину документов, подтверждающего это решение. Из жизненного цикла услуги искусственно исключаются наиболее значимые для получателя этапы по реализации принятого органом власти решения. (Презентация >>>)

Данные аспекты предоставления государственных услуг оказываются неохваченными, в том числе, и при переводе услуг в электронный вид.

По его словам, в Санкт-Петербурге в настоящее время прорабатывается возможность реализации пилотного проекта по пролонгированию переводимых в электронный вид процедур предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге на базе ЕСИА и МАИС ЭГУ (Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде). Пролонгирование подразумевает автоматизированный мониторинг и отображение получателю в электронном виде дополнительных этапов оказания услуги, не учтенных в настоящее время.

Пилотный проект может быть реализован в жилищной сфере, а также в сфере здравоохранения, в частности, услуги по диспансеризации.