Премьер-министр заявил это во вторник на заседании правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности – по данным Минкомсвязи, 57% ведомств не имеют IT-руководителя в ранге заместителя главы.
«…В ведомствах разрабатываются информационно-коммуникационные технологии. Работа эта идёт, но идёт не очень быстро. Более чем половина структур пока не имеет ответственного за это направление на уровне заместителя руководителя, что недопустимо, нужно всех назначить», — заявил Дмитрий Медведев.
В настоящее время в 53 государственных органах (57% от общего числа) не назначен ответственный за информатизацию на уровне заместителя руководителя, а также не определено структурное подразделение, которое отвечало бы за единую техническую и технологическую политику в ведомстве. Отсутствие единого центра управления IT-развитием органа власти ведёт к дублированию функций различных информационных систем, к их несовместимости по данным и технологиям их обработки с другими информационными системами даже внутри одной организации и между её отдельными подразделениями. Фактическое отсутствие института IT-директоров органов государственной власти затрудняет осуществление технологической политики на федеральном уровне и электронное межведомственное взаимодействие.
В этой связи необходимо вспомнить об опыте США, который приобретён дорогой, в буквальном смысле, ценой – неудачными IT-проектами, самый известный среди которых HealthCare.gov. Год назад, по состоянию на май 2015 года, 178 из 738 основных инвестиций агентств в IT-проекты (на сумму около 8,7 миллиарда долларов) являлись рискованными и нуждались в пристальном внимании с точки зрения управления ими, отмечает американская Счетная палата (U.S. Government Accountability Office).
Для преодоления этих проблем в США принят закон о реформировании процесса закупок в сфере IT (Federal IT Acquisition Reform Act, FITARA) Одной из основных причин неудач государственных IT-проектов, по мнению авторов закона, стали недостаточные полномочия IT-директоров государственных учреждений и отсутствие законодательно закрепленной ответственности за все аспекты реализации и управления проектами. Сыграла свою роль также низкая квалификация госслужащих, организующих и реализующих IT-проекты в своих ведомствах.
См. также «Как FITARA может помочь решить проблемы государства в IT-сфере» >>
Без эффективного, обладающего значительными полномочиями корпуса государственных IT-директоров информатизация федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) обязательно будет отставать от передовых практик, которые в IT-индустрии появляются значительно быстрее, чем эволюционируют нормативно-правовые акты, регулирующие госзакупки оборудования, программного обеспечения и сервисов. Об этом также свидетельствует американский опыт – в США государственные директора пытаются добиться изменения устаревших правил госзакупок.
Фото (с) securitymedia.ru