Национальная ассоциация государственных IT-директоров США (National Association of State Chief Information Officers, NASCIO) опубликовала призыв к началу реформы системы государственных закупок в сфере информационных технологий.
По данным исследования, проведенного в 2015 году, примерно половина (47%) государственных IT-руководителей прогнозируют негативное, не позволяющее добиться потенциально достижимой эффективности развитие процессов закупок в IT. Эти данные согласуются с результатами исследований в 2010, 2012 и 2013 годах, сообщает NASCIO.
Кроме того, 70% корпоративных партнёров NASCIO высказали от умеренного до сильного недовольства процессом государственных IT-закупок. Один из партнёров охарактеризовал эти процессы как «неорганизованные, непоследовательные».
NASCIO считает, что властям штатов для улучшения процессов закупок в IT следует предпринять пять действий:
- Удалить положения о неограниченной ответственности поставщиков и разработчиков IT-сервисов при выполнении госзакзов; как и в бизнесе, уровень ответственности за работоспособность IT-систем должен определяться разумными требованиями заказчика и возможностями поставщика.
- Ввести более гибкие правила закупок — в частности, это касается облачных технологий и закупки ПО «как сервиса» (SaaS).
- Убрать требования к производительности, число которых уже стало запредельным. Чтобы снизить затраты, штатам необходимо создать конкурентоспособный набор вариантов закупок, при этом необходимо искать пути эффективного использования уже существующих систем.
- Ввести дисциплину в IT-архитектуре предприятий для совершенствования и экономии при госзакупках.
- Усовершенствовать процедуры согласований госзакупок.
«Реформа системы закупок не произойдет в одночасье, и рекомендации NASCIO не решат проблему полностью, — прокомментировал CIO штата Нью-Мексико и президент NASCIO Дэррил Экли (Darryl Ackley). – Чтобы достичь своего видения цифрового правительства и наслаждаться экономией затрат, повышением эффективности и расширением услуг для граждан, IT-директора должны работать совместно со своими губернаторами штатов, законодательными органами власти, должностными лицами по закупкам и партнёрами из частного сектора».
О проблемах в сфере IT-закупок в США Экспертный центр электронного государства писал и ранее. Технологии в правительственных структурах должны работать хорошо, но политика государственных закупок предполагает ориентироваться при торгах на низкую стоимость. Однако покупка асфальта, кирпичей или грузовиков не то же самое, что покупка онлайн-системы социального обеспечения – такие примеры CIO штатов приводили ранее. IT-закупки должны обеспечивать не столько дешевизну закупок, сколько долговременную работу компьютерных систем, сокращение расходов после внедрения IT-систем, повышение производительности труда работников.
IT-директора в госсекторе хотят использовать больше новых облачных сервисов, что означает регулярную плату за программное обеспечение или за сервис, который поставляется через Интернет, а не закупать аппаратное и программное обеспечение. Облачные вычисления могут значительно снизить расходы, но для того, чтобы воспользоваться этими услугами, IT-директорам необходимы более гибкие правила закупок. Облачные вычисления дают правительству возможность отказаться от владения техническими системами, что уменьшает потребность капитальных вложений бюджета. Вместо этого правительство будет не покупать, а «потреблять» технологии, арендуя серверы и системы хранения, и подписываясь на новые программные продукты, сообразуясь со своей потребностью.
Однако новой концепции требуется время и изменения в процедуре закупок.
В настоящее время в США также проводится реформирование системы IT-расходов государственными ведомствами США, об этом также писала редакция D-Russia.ru. По данным комитета по надзору и правительственной реформе (Committee on Oversight and Government Reform) Палаты представителей США на ноябрь 2015 года, реформа идет неудовлетворительно. Из 24 федеральных агентств США лишь два получили положительную оценку за успехи в реализации нового закона о реформировании процесса закупок в сфере IT (Federal IT Acquisition Reform Act, FITARA).