Депутаты хотят узаконить конструктор сайтов органов власти, государственную электронную почту и открытые данные

Как уже сообщалось на сайте Экспертного центра, 14 января депутат Государственной Думы Илья Костунов внес два законопроекта —  о единых требованиях к федеральным, региональным и муниципальным сайтам в сети Интернет  и об использовании федеральной информационной системы «Государственная электронная почтовая система».

В законопроектах соответственно предлагается внести изменения в Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Законопроект о сайтах органов власти и местного самоуправления содержит два принципиальных предложения — определить единые требования к официальным сайтам государственных органов и органов местного самоуправления и зафиксировать право органов государственной власти и местного самоуправления использовать единую технологическую платформу, обеспечивающую создание, функционирование и техническую поддержку («конструктор сайтов») при создании своих сайтов.

Депутат предлагает законодательно закрепить набор требований к официальным сайтам, а именно:

1) электронные адреса официальных сайтов включают единое доменное имя;

2) хостинг официальных сайтов осуществляется на территории Российской Федерации;

3) обеспечивается удобный поиск размещенной на официальных сайтах информации;

4) официальные сайты имеют единый дизайн;

5) официальные сайты обеспечивают использование федеральной государственной информационной системы «Государственная электронная почтовая система».

Напомним, что Единая платформа для создания портальных интернет-решений федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления («конструктор сайтов») была создана Минкомсвязью России в рамках госпрограммы «Информационное общество (2011 — 2020 годы)». В пояснительной записке к законопроекту о сайтах  отмечается, что «в настоящее время указанная система не используются по назначению, так как ее правовой статус и способы использования не установлены на законодательном уровне».

По информации президента Фонда информационной демократии Ильи Массуха, в рамках пилотного тестирования конструктора было создано порядка 20 сайтов ОГВ и внесены доработки с учетом пожеланий пользователей. По завершении тестирования в Минкомсвязь поступило более 300 заявок от различных органов государственной власти на использование конструктора. «В основном органы государственной и муниципальной власти, которые прежде сайта не имели», — уточнил Массух.

Надо отметить, что в законопроекте речь не идет об обязательном использовании единой платформы при создании сайтов органов власти, а лишь о возможности ее использования.

С учетом бесплатности программных средств единой платформы и отсутствию необходимости владения языками программирования и специальными знаниями при размещении информации на сайтах, созданных с использованием единой платформы, такая система может стать основой для создания тысяч муниципальных сайтов, ситуация с которыми оставляет желать много лучшего.

Сейчас муниципалитеты делают свои официальные сайты, исходя из собственных представлений об эргономике и полноте информации, удобстве навигации и поиска. Сайты нередко размещены на бесплатных хостингах (например, «narod.ru», «ucoz.ru» ), что приводит к наличию неуместных рекламных объявлений. Низкая квалификация разработчиков и редакторов муниципальных сайтов приводит к многочисленным ошибкам как в структуре («мертвые» ссылки, несовместимость с различными браузерами, «тяжелая» графика и т.п.), так и в контенте. Сайты муниципалитетов зачастую имеют адреса в доменных зонах “com”, “org”, “net”, что выглядит немного странно для официального органа местного самоуправления.

Примеры, выбранные случайным образом, можно увидеть здесь:

Интернет-представительства муниципальных образований Ленинградской области

Официальные сайты муниципалитетов Ставропольского края.

Законопроект об использовании федеральной информационной системы «Государственная электронная почтовая система» аналогичен по структуре первому. В пояснительной записке автор упоминает созданную Минкомсвязью России федеральную информационную систему «Государственная электронная почтовая система») и предлагает использовать ее при направлении обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления и получения ответов на такие обращения.

Опрошенные нами эксперты отметили, что для использования государственной электронной почты необходимо законодательное закрепление ее правового и организационного статуса, что и предполагает законопроект.

Оператором системы предлагается определить Минкомсвязь России.

Любопытно, что в соответствии с законопроектом, регистрация граждан в системе государственной электронной почты будет осуществляться территориальными органами Федеральной миграционной службы, а также иными органами и организациями на основании соглашений, заключенных с оператором этой информационной системы.

15 января Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в уже упомянутый выше Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ. 

Поправки были внесены группой депутатов 3 декабря минувшего года и касались законодательного определения понятия «открытые данные» и размещения государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных.

В пояснительной записке авторы поправок ссылаются на Указ Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» , который поручает Правительству Российской Федерации обеспечить  до 15 июля 2013 г. доступ в сети «Интернет» к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации.

В Указе Президента речь идет о доступе к данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти, что уже предполагает определенную структурированность этих данных.  При этом требование обеспечить открытость данных не относится к органам местного самоуправления.

Закон № 8-ФЗ требует от органов власти всех уровней (в том числе органов местного самоуправления) публиковать, в частности,  общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, информацию о нормотворческой деятельности, о результатах проверок, тексты официальных выступлений и заявлений руководителей, статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления,  информацию о работе с обращениями граждан и организаций.

Эта информация, как правило, не является структурированной и ее публикация «в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат)» может повлечь значительные затраты, особенно на муниципальном уровне.

В то же время в законопроекте речь идет только о государственных органах, которые должны размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных, хотя все основные положения закона № 8-ФЗ посвящены обеспечению доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Законодательное определение понятия открытых данных, порядка раскрытия данных, юридических и организационных аспектов будет важным шагом к открытости государства.  Но при этом нельзя забывать об определении источников финансирования мероприятий по «открыванию» данных для муниципалитетов.

С другой стороны, надо отметить, что в нашей стране уже существует целый ряд государственных и негосударственных информационных систем, соответствующих принципам открытых данных. Только среди государственных можно перечислить:

fedstat.ru — Единая межведомственная информационно-статистическая система

zakupki.gov.ru – Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказа

torgi.gov.ru — Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов

gosuslugi.ru – Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации

budget.mos.ru – Открытый бюджет Москвы

fias.nalog.ru — Федеральная информационная адресная система

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Без законов все равно чиновники ничего делать не будут, ни госпочту читать, ни тем более отвечать.
    А конструктор сайтов — зло, это ж денег будет на сайт ведомства не потратить

Comments are closed.