Закон о платформенной экономике принят Госдумой
Госдума приняла во втором и третьем чтениях правительственный законопроект о регулировании платформенной экономики, также приняты корреспондирующие изменения в отдельные законодательные акты РФ.
Документ, напомним, внесён в Думу в начале июня.
«Законопроект разрабатывался во взаимодействии с отраслью, обсуждения шли на всех ключевых площадках. Как результат такой тщательной проработки – документ сохранил свою концепцию по итогам рассмотрения в Госдуме. При этом ряд норм были уточнены, что сделало законопроект ещё более адресным. Его задача – защитить права продавцов и покупателей, дать гарантии участникам рынка и способствовать дальнейшему стабильному развитию платформенной экономики в России», – прокомментировал итоги рассмотрения проекта закона заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
Цели закона, как сообщают авторы документа, таковы:
- создание безопасной цифровой среды на цифровых платформах, способствующей повышению уровня доступности товаров, работ, услуг, а также развитию предпринимательства и конкуренции;
- создание правовых, экономических и организационных условий развития и функционирования цифровых платформ;
- обеспечение единства экономического пространства в РФ путём установления требований к организации и осуществлению деятельности цифровых платформ;
- обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере платформенной экономики, а также соблюдение при этом прав и законных интересов, обеспечение гарантий физических и юридических лиц;
- повышение доступности осуществления торговой деятельности, выполнения работ, оказания услуг для хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Законом определяются основные понятия, в том числе «платформенная экономика», «цифровая платформа» и «посредническая цифровая платформа» (ПЦП).
- «цифровая платформа» – информационная система, и (или) сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и (или) программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и её распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- «посредническая цифровая платформа» – цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие оператора, партнёров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, предоставляющая технические возможности размещения заказов и (или) карточек товаров, работ, услуг, совершения сделок, осуществления оплаты товара, работы, услуги пользователем в пользу партнёра, соответствующая дополнительным критериям, установленным на основании части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, и включённая в реестр посреднических цифровых платформ в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;
- «платформенная экономика» – совокупность организационных и имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, в том числе не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Реестр ПЦП будет вестись уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти.
Вводится запрет для операторов любых цифровых платформ создавать дискриминационные условия для лиц (как физических, так и юридических), использующих такую платформу. Кроме того, для партнёров платформ в законе закрепляется право обратного требования (регресса) к оператору платформы. Например, продавец возместил ущерб покупателю, но вред был причинён не по его вине. Право обратного требования позволит обеспечить справедливое распределение ответственности между партнёрами и платформой.
Если продавец не разместил ссылку на свидетельство о госрегистрации товара, то оператор платформы не должен допускать к публикации карточку такого товара. Также платформы будут обязаны предоставить технический функционал партнёрам для размещения в карточке товара информации о возможности приобретения товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата (к примеру, для покупки технических средств реабилитации).
Кроме того, закон регламентирует предоставление скидок на товары. Прописываются правила поисковой выдачи товаров: «При формировании поисковой выдачи не допускается несоблюдение критериев сортировки, применённых пользователем», – сказано в документе. Особое внимание в документе уделено определению стандартов для пунктов выдачи заказов.
В целях обеспечения государственных контрольных функций предусмотрены обязательный информационный обмен операторов ПЦП с налоговыми органами и государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в РФ.
Закон в случае подписания вступит в силу с 1 октября 2026 года.
Как отмечают в правительстве, сейчас продолжается обсуждение с отраслью новых норм закона с тем, чтобы подготовить восемь подзаконных актов. В частности, утвердить правила ведения и формирования реестра посреднических платформ, а именно критерии экономической значимости платформ и состав сведений для включения в реестр, порядок внесения изменений в реестр и исключения из него. Также правительство установит для платформ порядок проверки информации в карточках товаров (исполнение требований по маркировке, ссылки на записи в реестрах соответствия, свидетельства о госрегистрации и прочее).
Сегодня доля цифровых платформ в общем объёме розничной торговли составляет 15%, в 2024 году через них было сделано более шести миллиардов заказов, говорится в сообщении.