Накануне в Москве «Ростелеком» презентовал для журналистов свой новый проект «Спутник» – «социально ориентированную платформу», которая поможет гражданам «просто, эффективно и безопасно решать повседневные задачи с помощью Интернета».
Интерес к проекту огромен – последние дни «поисковик спутник» был абсолютным лидером среди запросов, которые вели из поисковых систем на D-Russia.ru, а сейчас, сразу после старта, сервис не всегда доступен из-за огромного количества запросов к нему, говорят разработчики.
С какой идеей
То, что государство разрабатывает новую поисковую систему, секретом не было – прессе это стало достоверно известно осенью прошлого года. Однако никаких подробностей о замысле проекта и функционале «Спутнике» до сих пор официально не сообщалось. Не было и утечек – секретность в компании обеспечили неплохо, несмотря на то, что количество сотрудников в специально созданной «Ростелекомом» для разработки «Спутника» компании приближается к двум сотням.
Замысел проекта, по словам вице-президента «Ростелекома» Алексея Басова, состоит в том, чтобы с помощью сервисов «Спутника» стимулировать рост числа пользователей Рунета, предоставив тем «новобранцам» подходящий для этого инструмент.

По данным фонда «Общественное мнение», сегодня в России 50% взрослых пользуются Интернетом ежедневно, а 47% не пользуются им либо вообще, либо чрезвычайно редко. Эта аудитория – резерв роста. Задействовать резерв поможет «Спутник», дающий неподготовленному, не принимавшему до сих пор участия в строительстве информационного общества «не аддиктивному к Интернету» человеку «сервисы нового поколения в зашумленном, коммерционализированном Интернете» для того, чтобы «безопасно решать повседневные задачи». Среди таковых, приводит примеры Басов, поиск заправки с дешёвым бензином и лекарств в близлежащих аптеках (забегая вперед: примеры не самые удачные).
«Спутник» — проект не благотворительный, потраченные на него деньги придётся окупать в течение срока, который «Ростелеком» не сообщает. Но точно не более семи лет. Механизм заработка такой же, как и у других порталов – реклама. Она на «Спутнике» уже имеется.
Ну и в стратегию «Ростелекома» («широкополсный доступ + доставка тяжелого контента + собственные онлайн-сервисы) «Спутник» вписывается органично – количество пользователей в деньги конвертируется.

Десять отличий от «Яндекса»
Поисковая машина «Спутника» пока не впечатляет, хотя и не пугает неадекватностью. Ощущается гипертрофированный упор на безопасность, торжество принципа «как бы чего не вышло». Для «Спутника» не существует даже известной с незапамятных времен всему Рунету библиотеки Мошкова – прямой поисковый запрос «lib.ru» вас туда не приведёт, фильтруется, не иначе (разработчики чтят копирайт как Остап Бендер уголовный кодекс). Хотя, судя по выпадающему списку-подсказке, такие запросы пользователи (или роботы во время тестирования) генерируют исправно.

Это не претензия к поисковику, поскольку «не баг, а фича», так и было задумано. А вот то, что не ищется в два клика ни текст «Слова о полку Игореве», ни «Золотой осёл» (тут уж копирайт ни при чём, однако – перебдели, как завещал Козьма Прутков), а по ключу «ПЭФ» в выдаче одни автопогрузчики и ни слова о Питерском международном экономическом форуме – это, конечно, уже повод для претензии. Ну и аптеки в округе «Спутник» показывает – если придираться, так уж придираться – далеко не все.
Словом, качество поиска у «Спутника» ни с «Яндексом», ни с другими сравнивать нельзя. Вероятно, наладится со временем: может, «Спутник» просто не всё ещё проиндексировал. Технический директор «Спутника», кстати, Сергей Тативосян, прежде работал в «КМ Медиа» – работа у него со стартом поисковика только начинается.

Задачи конкуренции с «Яндексом» между тем нет, говорит Басов, и вообще, не индексированием единым. Директор по продуктам «Спутника» Михаил Козлов рассказал, что важнейшая часть сервисов базируется не на мешанине проиндексированных сведений, а берется из заранее подготовленных баз данных. Пример: информационный сервис, привязанный месту жительства (почтовый индекс, год постройки дома, кто его эксплуатирует, и кто участковый). Сделано превосходно.

Тут надо упомянуть о дизайне (и юзабилити), которые делал Владимир Липка – у него получилось.
Удобная Россия, или Привычный сервис для онлайн-неофитов
Похоже, «Спутник» решил проблему конкуренции Интернета с телевидением – 40 каналов доступны тем самым 47% пользователей, которые и есть резерв роста Рунета, в один клик со стартовой страницы портала. И все работает – по крайней мере, так было во время закрытого тестирования, когда ресурс стрессовой нагрузке не подвергался.
Это разработчики называют «информационной средой». Кроме нее еще две составные части контента – «повседневные задачи» и «государство и социальные институты». Поиск как таковой даже не упоминается, видно, и правда не он главное – главное, удобство доступа.
«Удобная Россия» – это и объединяющее название для сосредоточенных на «Спутнике» государственных информационных сервисов, и слоган проекта.

Новости – как у всех
Одна из легенд, связанных со «Спутником», гласит: о государственном поисковике в Кремле задумались, когда «Яндекс.Новости» и поиск «Яндекса» по блогам подняли в топ антироссийские публикации во время вооруженного конфликта с Грузией.
Едва ли это так. Новости на стартовой странице «Спутника» есть, но редакция в команде отсутствует: надежность достигается, по словам представителей «Ростелекома», правильным выбором источников и контролем, модерацией «вручную» того, что робот считает необходимым вывести в топ. Всё как у «Яндекса».