Правительство внесло в Госдуму законопроект, устанавливающий штрафы за создание и использование сайтов-двойников единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Напомним, закон, запрещающий сайты, программы и приложения, имитирующие онлайн-сервисы официального органа — Росреестра — и торгующие сведениями из ЕГРН, был принят и вступил в силу в апреле прошлого года. Тем не менее, «создание и использование сайтов-двойников Росреестра, динамика появления новых сайтов остается высокой, а сохранение достигнутых результатов и полное устранение сайтов представляется невозможным», – говорится в пояснительной записке к новому законопроекту.
См. также: ФАС предписала Google прекратить рекламу услуг по предоставлению сведений из ЕГРН >>>
Законопроект предполагает за указанные правонарушения санкции в виде штрафа:
- на граждан –размере от 15 тысяч до 25 тысяч рублей;
- на должностных лиц – о 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 80 тысяч до 100 тысяч рублей;
- на юридических лиц – от 350 тысяч до 400 тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечёт наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
- на должностных лиц – от 80 тысяч до 100 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 150 тысяч до 200 тысяч рублей;
- на юридических лиц – от 500 тысяч до 600 тысяч рублей.
Как говорится в пояснительной записке, размеры штрафа обусловлены тяжестью правонарушения, значительной суммой выручки, получаемой в результате незаконного распространения сведений ЕГРН, значительностью ущерба, причиняемого государству и правообладателям объектов недвижимости, а также имеют целью предупреждение совершения новых аналогичных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно закону о государственной регистрации недвижимости предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН и предоставляемых Росреестром, а также его территориальными управлениями, является государственной услугой и её оказание иными лицами не предусмотрено.
Среди негативных последствий, к которым приводит оказание услуги третьими лицами, отмечается:
- нарушение порядка оказания государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН;
- незаконный оборот персональных данных;
- введение в заблуждение пользователей ввиду размещения среди контента сайта в доменном имени словесных и изобразительных элементов, тождественных товарному знаку Росреестра/официальному наименованию ведомства;
- создание предпосылок к мошеннической деятельности в сфере оборота недвижимости и затруднение оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой правоохранительными органами;
- нарушение частных и публичных интересов, поскольку Росреестр не может предоставлять собственникам объектов недвижимости актуальную информацию о лицах, получивших сведения об имуществе (запросы в ФГИС ЕГРН формируются с использованием чужих идентификаторов - ключей доступа).
Также непрерывное роботизированное обращение со стороны сайтов-двойников Росреестра к ФГИС ЕГРН, «способно привести к полному заполнению пропускной способности серверного оборудования, вызывая значительные временные издержки обработки запросов на получение государственных услуг, оказываемых Росреестром, либо отказ системы в их обработке».