Первый зампредседателя комитета Госдумы шестого созыва по науке и наукоемким технологиям Дмитрий Новиков (КПРФ) 4 октября внес в Думу два законопроекта, дающие определение проприетарного и свободного программного обеспечения и предоставляющие преференции российским компаниям-разработчикам СПО при закупках.
Первый законопроект — о внесении изменений в статью 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — содержит определения «проприетарного (закрытого) программного обеспечения (ППО)» и «свободного программного обеспечения (СПО)».
Свободное программное обеспечение - программное обеспечение, имеющее открытый исходный код и распространяемое по открытым лицензиям на условиях специального лицензионного договора, на основании которого пользователь получает неограниченное право на его установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (модификацию) по своему усмотрению в любых, не запрещенных законом целях.
Законопроект «Об особенностях закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения» устанавливает преференции российским компаниям-поставщикам программного обеспечения (ПО), созданного на базе свободного программного обеспечения, а также сопутствующих услуг при закупках программного обеспечения.
Требования законопроекта относятся как к государственным и муниципальным заказчикам (работающим по 44-ФЗ), так и к компаниям с государственным участием (223-ФЗ).
В документе описаны преимущества, которые должны предоставляться отечественным СПО-разработчикам (в том числе, преимущество в отношении квалификации участника в размере не менее 40% от общего значения балльных факторов оценки), и требование обоснования невозможности закупки СПО при закупке проприетарных программных продуктов. Такое обоснование необходимо будет разместить в единой информационной системе в сфере закупок вместе с извещением об осуществлении закупки. При этом законопроект не разделяет проприетарное программное обеспечение на российское и зарубежное.
Законопроект обязывает заказчиков ежемесячно отчитываться о закупках свободного и проприетарного обеспечения (публиковать сведения о количестве и общей стоимости договоров).
Как говорится в пояснительной записке, законопроект предлагает уйти от понятия «российское СПО», поскольку наборы программных кодов, открытых по разного вида свободным лицензиям, представляют собой по сути единую мировую платформу, то есть своеобразный «материал», используемый в дальнейшем для создания различных конечных продуктов и оказания услуг.
Следовательно, регулировать и предоставлять преференции нужно не программным продуктам или услугам, а самим отечественным IT-компаниям, разрабатывающим СПО.
Напомним, согласно требованиям ФЗ-188 и постановления правительства № 1236 от 16 ноября 2015 года, при госзакупках программного обеспечения предлагается соблюдать приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным товарам. Причем, если закупка российского софта невозможна, предлагается обязать заказчика публиковать обоснование отказа от закупки. Покупать иностранный софт можно только если в реестре российского программного обеспечения отсутствует аналогичный российский или если отечественное ПО, включенное в реестр, не соответствует требуемым техническим характеристикам.
См. также все материалы по импортозамещению ПО в органах власти>>
Как сообщал D-Russia.ru, в июле первый вице-премьер Игорь Шувалов утвердил директивы представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием. Представители интересов РФ обязаны голосовать «за» изменение процедур закупки ПО и баз данных таким образом, чтобы указывать на необходимость подачи предложений, предусматривающих приобретение только такого программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО. Таким образом, правительства де-факто распространило на госкомпании порядок закупок ПО, ранее введённый для госорганов.
Также, согласно сентябрьскому постановлению правительства, с 1 января 2017 года товары российского происхождения, а также работы и услуги, выполняемые и оказываемые российскими лицами, будут иметь приоритет по отношению к импортным товарам, работам и услугам — при закупках товаров, работ, услуг путём проведения конкурса, аукциона и других способов закупки.

















