Опубликованы сразу несколько постановлений правительства, направленных на стимулирование развития в стране так называемых сквозных технологий – перспективных технологий, радикально меняющих ситуацию на существующих рынках или способствующие формированию новых рынков, предусмотренные программой «Цифровая экономика».
Речь идёт о таких областях, как большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный Интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Напомним, что в одобренном трёхлетнем бюджете на федеральный проект «Цифровые технологии и проекты» предусмотрено: в 2019 году — 21,5 миллиарда рублей, в 2020 — 25,5 миллиарда, в 2021 — 41,6 миллиарда.
Согласно материалам ДИТ Москвы, посвященным анализу федеральных нормативных актов, субсидия предоставляется Минкомсвязью на конкурсной основе в целях:
- поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, на финансовое обеспечение расходов организации, осуществляющей функции оператора по организационно-методическому и информационно-аналитическому сопровождению реализации приоритетных проектов, включая их поиск, экспертизу, отбор, финансовое обеспечение, сопровождение (мониторинг), а также
- предоставления грантов на финансовую поддержку пилотных проектов.
Показателем достижения значения результата предоставления субсидии является достижение значений показателей, установленных в федеральном проекте «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» для мероприятий по поддержке проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий (нарастающим итогом):
- в 2019 году — 20 проектов;
- в 2020 году — 40 проектов;
- в 2021 году — 60 проектов;
- в 2022 году — 80 проектов;
- в 2023 году — 100 проектов;
- в 2024 году — 120 проектов.
Оператор по организационно-методическому и информационно-аналитическому сопровождению реализации приоритетных проектов определяется на конкурсной основе.
Субсидии предоставляются оператору, созданному в организационно-правовой форме акционерного общества, признаваемого в соответствии со статьей 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации непубличным, единственным акционером (собственником 100 процентов акций) которого является Российская Федерации и к целям деятельности которого относятся стимулирование в Российской Федерации собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций проектного офиса Национальной технологической инициативы с правом участвовать в реализации государственных программ развития инновационной инфраструктуры, стимулирования развития инноваций и спроса на инновации, а также создания благоприятной среды для инновационно-технологического предпринимательства.
Субсидии предоставляются оператору в целях финансового обеспечения:
- затрат, связанных с государственной поддержкой программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых получателями государственной поддержки, путем внесения оператором имущественного взноса в учрежденный оператором фонд для последующего перечисления фондом грантов получателям государственной поддержки на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с реализацией программ деятельности лидирующих исследовательских центров, в порядке и на условиях, определяемых настоящими Правилами;
- затрат, связанных с осуществлением организационно-технического, информационного и аналитического сопровождения конкурсного отбора получателей государственной поддержки и мониторинга программ деятельности лидирующих исследовательских центров.
Затраты на выполнение функций оператора не могут превышать 5% объёма затрат, связанных с государственной поддержкой программ деятельности лидирующих исследовательских центров.
Значения показателей результатов использования субсидии предусматриваются в соглашении о предоставлении субсидии.
Если по итогам отчетного года получателем государственной поддержки обеспечено достижение хотя бы одного показателя результата на уровне менее 90% целевого значения, установленного программой деятельности лидирующего исследовательского центра на отчётный период и договором о предоставлении гранта, оператор применяет к получателю государственной поддержки штрафные санкции.
По сравнению с ранее размещённым для общественного обсуждения проектом в подписанном постановлении исключено явное упоминание наименования АО «Российская венчурная компания» как оператора предоставления субсидий.
Под «компанией-лидером» понимается российская коммерческая организация (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких предприятий, товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), осуществляющая деятельность в области создания и внедрения любых типов цифровой продукции (услуг), создания и развития информационных технологий и технических средств, обладающая кадровыми, материально-техническими, организационными и иными ресурсами, обеспечивающими высокий инновационный потенциал и лидирующие позиции организации на рынках товаров, работ, услуг в области информационных технологий.
Субсидии предоставляются оператору, созданному в организационно-правовой форме акционерного общества, признаваемого в соответствии со статьей 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации непубличным, единственным акционером (собственником 100 процентов акций) которого является Российская Федерации и к целям деятельности которого относятся стимулирование в Российской Федерации собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций проектного офиса Национальной технологической инициативы с правом участвовать в реализации государственных программ развития инновационной инфраструктуры, стимулирования развития инноваций и спроса на инновации, создания благоприятной среды для инновационно-технологического предпринимательства.
Субсидии предоставляются оператору в целях финансового обеспечения затрат, связанных с:
- предоставлением государственной поддержки получателям государственной поддержки путем внесения оператором имущественного взноса в учрежденный оператором фонд для последующего перечисления фондом грантов получателям государственной поддержки на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с реализацией проекта компании-лидера, в порядке и на условиях, определяемых настоящими Правилами;
- осуществлением организационно-технического, информационного и аналитического сопровождения организации и проведения конкурсного отбора получателей государственной поддержки и мониторинга проектов компаний-лидеров.
Предельный размер затрат на реализацию проекта компании-лидера составляет 250 миллионов рублей.
Затраты на выполнение функций оператора не могут превышать 5% предельного размера затрат на реализацию проектов компаний-лидеров.
Значения показателей результатов использования субсидии предусматриваются в соглашении о предоставлении субсидии.
В случае если по итогам отчётного года получателем государственной поддержки обеспечено достижение хотя бы одного показателя результата на уровне менее 90% целевого значения, установленного проектом компании-лидера на отчетный период и договором о предоставлении гранта, оператор применяет к получателю государственной поддержки штрафные санкции.
По сравнению с ранее размещённым для обсуждения проектом в подписанном постановлении исключено явное упоминание наименования АО «Российская венчурная компания» как оператора предоставления субсидий.
Субсидии предоставляются в рамках подпрограммы «Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» в целях стимулирования деятельности российских организаций, осуществляющих деятельность по разработке цифровых платформ и (или) программных продуктов, связанных с субтехнологиями сквозных цифровых технологий, определяемых дорожными картами по направлениям развития сквозных цифровых технологий, предусмотренных федеральным проектом «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Под термином «программный продукт» понимается программное обеспечение и соответствующая документация, функционально обеспечивающие решение таких задач, как:
- автоматизированное проектирование;
- проведение инженерного анализа;
- управление станками;
- управление инженерными данными;
- поддержка технологии цифрового двойника изделия, цифрового двойника технологического процесса;
- имитационное моделирование («симуляция», сказано в тексте документа – ред.) производства;
- управление жизненным циклом изделия (продукции);
- управление производственными процессами;
- планирование потребности в материалах;
- промышленная автоматика и автоматизированные системы управления технологическими процессами;
- управление процессами в российской организации, включая системы планирования ресурсами российской организации;
- управление производственными активами российской организации;
- мониторинг состояния оборудования;
- технологии обработки и анализа больших данных;
- управление техническим обслуживанием и ремонтом технологического оборудования;
- планирование производства;
- управление процессами послепродажного обслуживания.
Под термином «цифровая платформа» понимается совокупность информационных технологий и технических средств, обеспечивающих взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности в сфере промышленности.
Показателями результативности использования субсидии являются:
достижение результатов работ в объеме и в сроки, которые заявлены в бизнес-плане, представленном в соответствии с подпунктом «ж» пункта 8 настоящих Правил;
внедрение результатов работ в организациях, выпускающих высокотехнологичную промышленную продукцию либо осуществляющих деятельность в области прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание высокотехнологичной промышленной продукции;
функционирование разработанных цифровых платформ и (или) программных продуктов с использованием субтехнологии (субтехнологий) одной из сквозных цифровых технологий, включенных в состав дорожных карт по направлениям развития сквозных цифровых технологий, предусмотренных федеральным проектом «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
внесение разработанных программных продуктов в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в срок не позднее одного года со дня окончания реализации комплексного проекта.
Под «региональным проектом» понимается комплекс мероприятий, имеющих высокую социально-экономическую значимость для субъекта РФ и направленных на разработку и /или внедрение отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, во взаимосвязи с приоритетами, технологиями и субтехнологиями, определёнными дорожными картами по направлениям развития сквозных цифровых технологий.
Подробнее об этом читайте здесь >>
См также справки о документах на сайте, посвященном нацпроектам (здесь и здесь).