25 октября – 3 ноября 2016 г. – World Telecommunication Standardization Assembly 2016 (Hammamet, Tunisia)
Всемирная ассамблея по стандартизации электросвязи (ВАСЭ 16) предоставляет членам МСЭ возможность определить стратегическое направление деятельности Сектора стандартизации электросвязи МСЭ (МСЭ-Т) на следующие четыре года.
На ВАСЭ-16 были рассмотрены структура МСЭ-Т, его методы работы и механизмы сотрудничества с другим органами по разработке стандартов. Результатом этой работы стал комплект материалов по стандартизации.
Решения ВАСЭ-16 оптимизируют способность МСЭ-Т содействовать органам государственного управления, отрасли и академическим организациям в достижении их целей на 2020 год и далее, в том числе в таких областях, как IMT-2020 (5G), Интернет вещей, «умные» города.
Генеральный секретарь МСЭ Хоулинь Чжао отметил: «Процесс ВАСЭ продолжает быть основной мировой платформой для сотрудничества многих заинтересованных сторон в интересах использования ИКТ для устойчивого развития. Вместе с нашими членами мы работаем над укреплением МСЭ, и задача настоящей Ассамблеи заключается в том, чтобы обеспечить дальнейшую поддержку развития глобальной экосистемы ИКТ посредством стандартизации».
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Рашид Исмаилов был одним из заместителей председателя ВАСЭ-16. Он сказал: «Считаем, что принятые на ВАСЭ-2016 рекомендации и резолюции станут основой для разработки важнейших стратегических направлений в области стандартизации международной электросвязи. Они будут способствовать повышению инвестиционной активности в отрасли связи, создадут условия добросовестной конкуренции на рынке услуг электросвязи, позволят национальным сетям связи войти во всемирную инфокоммуникационную инфраструктуру».
Рашид Исмаилов отметил, что Российская Федерация поддерживает усилия МСЭ в области международной стандартизации Интернета вещей и образование в июне 2015 года в структуре МСЭ-Т новой исследовательской комиссии «Интернет вещей и его приложения, включая умные и устойчивые города». «Совместная работа в рамках новой комиссии позволит выработать рекомендации для самых передовых технологий в области ИКТ. Важно не упустить этот шанс, включив в данный процесс как можно больше российских разработок», – добавил замглавы Минкомсвязи России.
Итоги ВАСЭ-16 прокомментировало и профессиональное сообщество в области Интернета. Например, на интернет-ресурсе CircleID опубликована статья «Мудрое решение МСЭ на ВАСЭ по архитектуре цифровых объектов (DOA)» (ITU’s Wise WTSA DOA Decision). В ней, в частности написано:
«568 представителей из 92 национальных администраций связи встретились на ВАСЭ-16, чтобы принять ряд ключевых решений о межправительственных встречах по стандартам на ближайшие четыре года. В конце концов, они избежали того, что могло бы быть ужасной ошибкой.
Одним из самых странных моментов на ВАСЭ-16 было особое внимание и энергичная пропаганда тремя блоками стран – названными в статье Russian Communications Commonwealth (RCC), Arab States Administrations, and the African Telecommunication Union – связать будущее организации с технической платформой, которая была разработана 20 лет назад. Архитектура цифровых объектов (DOA), или Система хэндлов (Handle System),предлагается как глобальное унитарное средство для запроса информации о происхождении и расположении каждого физического и виртуального цифрового объекта, подключённого или доступного на каждом устройстве/ИКТ-сети в мире.
Полный пакет – включая спецификации, программную реализацию, продукты и услуги (50 долларов за регистрацию и 50 долларов в год на содержание одного идентификатора) – в настоящее время внедряет и продаёт небольшой новый фонд DONA, учреждённый в соответствии со швейцарским законодательством, известным своей непрозрачностью. Распоряжение правами на интеллектуальную собственность, а также привлечение действующих и бывших должностных лиц МСЭ в Фонд –также дают повод для беспокойства.
[box]Некоммерческая организация DONA Foundation, зарегистрирована в 2014 году в Женеве, Швейцария. Занимается управлением всей инфраструктурой DOA.[/box]Согласно швейцарским законам, фонд является автономной организацией и не может быть под контролем правительственных структур. Руководство DONA (от России – Рашид Исмаилов) придерживается многостороннего (мультистейкхолдерского) подхода в управлении.
Россия, в частности, выступает самым решительным сторонником платформы в течение последних восьми лет в различных органах МСЭ.
Три блока стран выдвинули дюжину различных предложений для DOA/Handle-мандатов в шести различных резолюциях ВАСЭ, касающихся кибербезопасности, систем идентификации, электронного здравоохранения, борьбы с контрафактной продукцией, защиты данных и кражи мобильных телефонов. Предложенные положения почти идентичны – обязать МСЭ и мир коллективно «удовлетворять все эти потребности», используя продукты и услуги Фонда DONA.
Согласно стенограммам, на ВАСЭ в течение восьми дней в ходе десяти заседаний эти предложения обсуждали 150 раз. 3 ноября поздно вечером – после того, как стало ясно, что большая часть остального мира не собирается принимать предложения, – они были сняты.
Хотя ВАСЭ принял правильное решение, но реальность такова, что три соответствующие рабочие темы уже прорабатываются в двух исследовательских комиссиях МСЭ-Т, занимающихся Интернетом вещей. В течение следующих четырех лет, надеюсь, коллективный разум ВАСЭ-16 по этому вопросу возобладает».
26 октября 2016 г. – Georgia Institute of Technology, School of Public Policy: The Self-Governing Internet (Atlanta, USA)
Лоуренс Стриклинг (Lawrence Strickling), руководитель Национального управления по телекоммуникациям и информации (NTIA), выступил на мероприятии по «самоуправляемому Интернету», организованному «лидерами мнений» из академических кругов в Технологическом институте Джорджии. Ниже приведены отдельные фрагменты выступления.
«Мы должны работать над тем, чтобы расширить и развить применение подхода с участием многих заинтересованных сторон (далее по тексту – многостороннего (multistakeholder) подхода). Хотя признаём, что его применение пока неодинаково успешно. Например, такая модель отлично сработала на уровне решения технических вопросов Интернета – передачи координирующей роли в исполнении функций IANA. А вот после успешного старта – NETmundial так и стала международной платформой для многостороннего обсуждения технических вопросов управления Интернетом.
Чтобы увеличить вероятность успеха, мы должны сосредоточиться на ключевых атрибутах многостороннего процесса:
(1) должна обеспечиваться легитимность участия представителей широкой общественности в процессе принятия решений (например, благодаря правительствам или многосторонним органам типа IETF);
(2) мнение представителей широкой общественности должно учитываться в окончательном общем решении, принятом на основе консенсуса.
Важны ещё несколько моментов:
- в многосторонний процесс необходимо шире вовлекать представителей развивающихся стран;
- многосторонний процесс не гарантирует, что все будут довольны результатом. Поэтому очень важно добиваться того, чтобы все стороны уважали процесс и не предлагали существенные изменения после принятия соответствующего решения. Для этого, в частности, необходимо работать над повышением уровня информированности и понимания многосторонней модели среди ключевых политиков по всему миру.
Таким образом, вызов для сообщества заинтересованных сторон – извлечь уроки из нашего опыта и применять его в тех вопросах, где он будет иметь лучшие шансы на успех. В то же время, продемонстрировать заинтересованным сторонам по всему миру, но особенно в развивающихся странах, как они могут успешно использовать многосторонний подход для решения задач технической политики Интернета, и это будет лучше, чем нормативный «сверху-вниз» подход, предлагаемый правительственными организациями, подобными МСЭ».
2-3 ноября 2016 г. – MSC Core Group Meeting (Beijing, China)
По приглашению китайского правительства, Мюнхенская конференция по безопасности (MSC) провела второе (после 2011 года) совещание в формате Основной группы (MSC Core Group Meeting) в Пекине. Темами совещания, организованного совместно с Китайским народным институтом иностранных дел (Chinese People’s Institute of Foreign Affairs, CPFIA), стали проблемы региональной безопасности в южной части Тихого океана, роль Китая в глобальном порядке безопасности, а также геополитические последствия инициативы «Новый Шёлковый путь» (New Silk Road).
Участвовали представители высокого уровня из Руанды, Вьетнама, Азербаджана; замминистра иностранных дел Германии Маркус Эдерер и несколько немецких парламентариев; посол Сорин Дукару (Sorin Ducaru), помощник генерального секретаря НАТО по новым вызовам безопасности; другие. Китайскую делегацию возглавлял заместитель Председателя КНР Ли Юаньчао (Li Yuanchao).
Ли Юаньчао подтвердил приверженность Китая к установлению прочного мира и всеобщей безопасности. Cказал, что нынешняя международная ситуация сложная, претерпевает глубокие изменения и сталкивается с новыми глобальными вызовами. Китай готов искать новые идеи и новые методы в новом типе международных отношений взаимовыгодного сотрудничества и совместными усилиями создавать «сообщество общей судьбы» (community of common destiny).
3-9 ноября 2016 г. – ICANN 57 (Hyderabad, India)
57-я встреча ICANN проходит в новом, расширенном формате (Meeting C/7-day format): в программе два публичных форума и технический день.
Правительственный консультативный комитет (ПКК) стремится использовать все преимущества нового формата. Впервые все заседания ПКК, включая составление коммюнике (8 ноября), будут публичными.
Многие обсуждаемые ПКК вопросы связаны с начавшимся «Рабочим потоком 2» Сквозной рабочей группы по усовершенствованию подотчётности ICANN (CCWG-Accountability, далее по тексту – РГ-Подотчётность). Этап посвящен вопросам, в отношении которых разработка решений и их полная реализация выходят за рамки передачи функций IANA. В настоящее время в РГ-Подотчётность созданы девять соответствующих подгрупп (Working sub-groups, WS), которые отчитываются ежемесячно.
3 ноября члены ПКК обсуждали в рамках «создания концепции толкования положений Устава, относящихся к уважению прав человека» предложения второй подгруппы РГ-Подотчётность (WS2): какой может быть в ICANN структура по правам человека с учётом принципов Рагги, и какие общие обязательства должны быть включены в Устав ICANN (Draft Framework of Interpretation of ICANNs Human Rights (FoI-HR) Bylaw).
[box]В 2011 году Совет по правам человека ООН утвердил «Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека». Этот документ включает в себя защиту прав человека со стороны государства, корпоративную ответственность бизнеса при соблюдении этих прав, а также более широкий доступ к средствам защиты своих прав для простых граждан. Принципы (всего 31) были предложены проф. Джоном Рагги (Ruggie). [/box]Членам ПКК был представлен новый доклад Совета Европы «Заявки на новые родовые домены верхнего уровня (рДВУ): возможности и проблемы с точки зрения прав человека» (Applications to ICANN for community-based new generic top level domains (gTLDs): Opportunities and challenges from human rights perspective).
4 ноября члены ПКК, в частности, обсуждали изменения в Уставе ICANN и роль ПКК в обновлённом сообществе ICANN.
В рамках «Рабочего потока 1» РГ-Подотчётность была подтверждена консультативная роль ПКК и уточнён порог, который необходимо преодолеть Правлению ICANN (60%) для отказа от исполнения согласованной рекомендации этого комитета. Всё зафиксировано в новой редакции Устава ICANN от 27 мая 2016 года. Члены ПКК «подумывают», не нужно ли инициировать процесс «официального возражения» (formal objection), если рекомендация ПКК отклонена даже 60% голосов:
Члены ПКК пытаются осознать, что для ПКК означает быть частью нового «сообщества, наделенного полномочиями» (ICANN Empowered Community), и как выполнять эту роль. Как обеспечить участие ПКК в возможно большем количестве сквозных процессов и группах сообщества? Как выбирать для этого представителей из членов ПКК?
Анонс событий на 7-13 ноября 2016 г.
- 3-9 ноября – ICANN 57
- 10-11ноября – ITU Workshop on Consumer Protection in a Digital Collaborative Economy
- 13-18 ноября – IETF 97



















