Президент США Дональд Трамп разрешил Microsoft вести дальнейшие переговоры о приобретении популярного китайского приложения для публикации коротких видеороликов TikTok, если компания сможет заключить сделку в течение 45 дней, сказали в воскресенье Reuters три человека, знакомые с вопросом.
За два дня до этого, в пятницу 31 июля, Трамп заявил, что намерен запретить TikTok в стране из опасений, что приложение представляет угрозу национальной безопасности из-за личных данных американцев, которые оно обрабатывает. Тогда же Трамп отклонил идею продажи Microsoft американского бизнеса TikTok, отмечает агентство.
Теперь же стало известно, что Трамп передумал под давлением со стороны некоторых из его советников, сказал источник агентства. Запрет TikTok привёл бы к негативной реакции многих молодых пользователей TikTok накануне президентских выборов в США в ноябре и, скорее всего, вызвал бы волну правовых проблем.
Microsoft подтвердила, что обсуждает сделку с ByteDance (материнская компания TikTok). Покупка может быть завершена до 15 сентября. Microsoft может купить бизнес TikTok в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
TikTok – онлайн-сервис обмена короткими видео, предоставляется китайской компанией ByteDance. Популярен в США, ежемесячная аудитория составляет 26,5 миллиона человек, из них около 16 миллионов в возрасте от 16 до 24 лет.
Следует отметить в данной связи два обстоятельства.
Во-первых, сообщение Reuters появилось на фоне экономической войны США против КНР и беспрецедентной антикитайской пропаганды. Одновременно с новостью о том, что Трамп передумал запрещать Microsoft покупку бизнеса TikTok, в почтовую рассылку новостей от Госдепа вошла датированная 17 июля статья «Американский бизнес должен начать борьбу против нарушений прав человека в Китае» (U.S. Businesses Must Take a Stand Against China’s Human Rights Abuses), написанная в стиле, характерном для пропаганды военного времени («бизнес, государства и люди во всем мире начинают осознавать правду о Коммунистической партии Китая, о её намерениях использовать технологии для достижения её разрушительных целей», «…миллионы людей, живущих в регионе, фактически являются заключёнными в …огромном концлагере, …они находятся под постоянным наблюдением стороны вездесущих камер, использующих технологии распознавания лиц и походки на основе искусственного интеллекта» и т.п.).
Причина, по которым на сделку Microsoft с TikTok эта пропаганда влияния не оказывает, может заключаться в действительном желании локализовать данные пользователей американских пользователей TikTok. (В России, напомним, соответствующий закон действует с 2015 года). Не исключено также, что администрация за три месяца до выборов не хочет запрещать сервис, популярный у миллионов избирателей.
Во-вторых, сугубо неположительный опыт предыдущих поглощений Microsoft. Примеров удачных, продолжающих развитие IT-проектов, купленных в своё время Microsoft, практически нет. Исключением можно счесть приобретение датской компании Navision (производитель ERP-систем), которое случилось более 17 лет назад, эта сделка привела к созданию нового направления бизнеса – Microsoft Dynamics.
Skype, купленный Microsoft ровно девять лет назад за 8,5 миллиарда долларов, в 2007 году был самой популярной в мире службой IP-телефонии, в настоящее время таковой не является, и не по причине появления многочисленных конкурентов (среди которых Facebook и Google), а из-за невысоких потребительских свойств продукта, разработка которого застряла в прошлом; по сути, она свелась к безуспешной интеграции Skype с ПО производства Microsoft.
Восемь лет назад Microsoft приобрела сервис корпоративных социальных сетей Yammer за 1,2 миллиарда долларов, проект был перспективен и развивался в то время вместе с быстро растущим рынком таких систем. Последнее, что было слышно о Yammer, это то, что он поставлялся в составе Microsoft Office 365 и популярностью не пользовался.
Два года назад Microsoft купила GitHub за 7,5 миллиарда долларов, а год назад объявила о запрете на использование GitHub в Крыму вопреки любой лицензии на распространение программных продуктов open source.
Примеров такого рода множество, мы упомянули наиболее заметные.
Вряд ли передумавший запрещать сделку Трамп имел в виду перспективу «Microsoft, купив TikTok, по обыкновению угробит купленное», однако такая вероятность существует. Уменьшить её может добросовестное желание Microsoft конкурировать на рынке социальных сетей, где у корпорации нет своего продукта.