Социально-экономическое развитие страны и регионов практически не зависит от преференций – Счётная палата

512

Преференциальные режимы не оказывают заметного влияния на социально-экономическое развитие как страны в целом, так и тех регионов, в которых они установлены, сообщила в четверг Счётная палата по итогам проверки деятельности в России особых экономических зон (ОЭЗ) за период с 2019 по 2021 год.

В регионах с преференциальными режимами в среднем на 0,9% выше темп роста валового регионального продукта (ВРП) и на 0,7% выше индекс производительности труда. В то же время там на 4,4% ниже объём инвестиций в основной капитал на душу населения и более чем на 5% ниже число патентов на душу населения.

Ключевые эффекты от действия преференциальных режимов на уровне субъектов РФ.

«Такие оценки мы получили как при анализе всех префрежимов в совокупности, так и при анализе индивидуальных режимов. Похожие показатели даёт и анализ на уровне предприятий-резидентов. При этом в целом по большинству показателей статистически значимой зависимости не выявлено ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Очевидно, что и количество показателей, и степень воздействия префрежимов достаточно ограничены», – к этому выводу пришёл аудитор Счётной палаты.

В РФ существуют следующие преференциальные режимы: ОЭЗ, территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), ТОСЭР, установленные для монопрофильных муниципальных образований (моногородов), и ТОСЭР в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО); свободный порт Владивосток, особая экономическая зона в Калининградской области, свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, особая экономическая зона в Магаданской области, Арктическая зона Российской Федерации.

Наиболее устойчивые и позитивные результаты Счетная палата выявила на ТОСЭР в моногородах.

«Этот режим, хоть и ограниченно, но выполняет функцию двигателя регионального роста. Однако методика оценки эффективности функционирования ТОСЭР в моногородах не утверждена, в связи с чем их результаты ни на федеральном, ни на региональном уровнях не анализировались», – сообщила Счётная палата.

Что касается утверждённых методик оценки эффективности других преференциальных режимов, то они, как правило, не позволяют оценить достижение целей, ради которых создавались. Более того, для режимов Арктической зоны и Свободного порта Владивосток такая оценка вообще не предусмотрена законодательством.

«Мы проанализировали лучшие международные практики и состав национального перечня показателей целей устойчивого развития и предложили правительству рассмотреть этот перечень и учесть его при разработке системы показателей оценки результативности префрежимов», — сообщил представитель Счётной палаты.

Также Счётная палата предлагает пересмотреть действующую бизнес-модель управляющих компаний (УК) преференциальных режимов и установленных КПЭ для их руководителей. Все такие компании представляют собой акционерные общества, полностью принадлежащие РФ. Как показал анализ Счётной палаты, в основном они стабильно убыточные, причём отрицательный финансовый результат в среднем отмечается уже на второй год их деятельности в качестве УК.

Не востребованы в полном объёме и льготы, предлагаемые в зоне действия преференциальных режимов.

Анализ также показал, что преференциальные режимы не в полной мере встроены в систему стратегического планирования России. Так, для них не определены «ожидаемые целевые эффекты», не обеспечена взаимосвязь целей их функционирования со стратегическими целями развития страны.

Были выявлены административные барьеры, которые тормозят развитие территорий, где действуют преференциальные режимы. Например, резидентами ОЭЗ промышленно-производственного и портового типов не могут быть физические лица – индивидуальные предприниматели.

Географический охват преференциальных режимов.

Напомним, что о низкой эффективности ОЭЗ Счётная палата и Генпрокуратура говорят как минимум с 2016 года. Тогда же президент принял решение прекратить создание новых особых экономических зон — по крайней мере до разработки единых подходов к ОЭЗ и территориям опережающего развития. Однако в 2018 году мораторий был снят.

См также: Вклад технопарков в экономику никем не оценивается – Счётная палата >>>

Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается правительством РФ на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. ОЭЗ создаются на 49 лет.

Зарубежный опыт

Преференциальные режимы на территории ЕС в их общепринятом понимании фактически не используются. Продолжают функционировать в тех или иных странах режимы, созданные ещё до их вступления в ЕС. Новые режимы создаются в ограниченном числе с учетом позиции Еврокомиссии

В настоящее время более 55 % всех преференциальных режимов в мире приходится на долю Китая и Индии, в целом в формирующихся экономиках и в развивающихся странах наблюдается сегодня активный рост числа СЭЗ (в отличие от развитых стран, где этот процесс замедляется).

В большинстве рассмотренных стран на национальном уровне отсутствует специальное законодательство, регулирующее предоставление преференциальных режимов, различные преференции предоставляются отдельными положениями в рамках налогового, земельного законодательства, таможенного регулирования.

Источник – Счётная палата РФ

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: