Техническое перевооружение организаций Росгидромета затянулось, увеличение сроков исполнения проекта может быть связано с внедрением базовой части интегрированной информационно-телекоммуникационной системы Росгидромета, дооснащением наземной метеорологической наблюдательной сети, созданием программного комплекса по накоплению и обработке данных гидрологических наблюдений, сообщила Счётная палата.
Для модернизации оборудования и технологий предусматривалась реализация 20 контрактов на сумму 88,9 миллиона долларов США. Реализованы лишь 10 из них на сумму 35,2 миллиона долларов США.
Проект стартовал в 2014 году в рамках Соглашения о займе между Россией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и должен был завершиться в 2018 году. Однако затем проект был продлен до конца 2021 года и, как показала проверка Счетной палаты, сроки снова могут сдвинуться.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 1458-р утверждена Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) (Стратегия 2030), целью которой является формирование высокоэффективной гидрометеорологической службы, обеспечивающей выполнение функций по предоставлению потребителям своевременной и достоверной гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также по эффективному и безопасному проведению работ, связанных с активным воздействием на метеорологические и другие геофизические процессы, на базе современной техники и технологий.
Для достижения указанной цели необходимо решить задачи модернизации, технического перевооружения и выведения на современный мировой технологический уровень всех элементов взаимоувязанных систем получения информации о состоянии окружающей среды, ее сбора, анализа и обработки данных, их накопления и архивации, а также формирования информационной продукции и доведения ее до потребителей. Важно также решить задачи институционального развития, совершенствования научно-методического и кадрового обеспечения деятельности гидрометеорологической службы и дальнейшего развития международного сотрудничества в этой сфере.
Руководствуясь Стратегией 2030 Росгидрометом разработана концепция проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета–2».
Концепция предполагает расширение технических возможностей Росгидромета за счет осуществления мероприятий, связанных:
- с наращиванием технического потенциала Росгидромета для развития оперативного гидрометеорологического прогнозирования, исследования климата и его изменений, в том числе за счет установки в Главном вычислительном центре Росгидромета центрального вычислителя производительностью свыше 500 терафлопс;
- с развитием региональных систем накопления и архивации данных для расширения оперативного доступа пользователей к информационным ресурсам Росгидромета, в том числе за счет осуществления инвестиций в модернизацию серверной и коммуникационной инфраструктуры, баз данных, оборудования для сканирования и ввода информации в отдельных организациях Росгидромета;
- с развертыванием интегрированной информационно-телекоммуникационной системы Росгидромета с целью предоставления внешним и внутренним потребителям Росгидромета оперативного доступа к данным и информационной продукции Росгидромета, в том числе за счет модернизации подсистемы связи в отдельных организациях Росгидромета и технического перевооружения подсистемы сбора и распространения данных, интегрирующей данные государственной наблюдательной сети в единую информационную систему Росгидромета.
В составе показателей/индикаторов проекта предусмотрено два показателя/индикатора, предусмотренных Стратегией 2030:
- «Увеличение заблаговременности базовых прогнозов погоды по крупным административным центрам субъектов Российской Федерации с достоверностью свыше 70%»;
- «Оправдываемость штормовых предупреждений об опасных природных явлениях».
Согласно отчету СП, для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и систем доведения до потребителей метеорологических, климатических и гидрологических данных и информации предусматривалась реализация шести контрактов на общую сумму 63,1 миллиона долларов США. Выполнены три контракта на сумму 51,5 миллиона долларов США. Поставлен и установлен центральный вычислитель производительностью свыше 500 терафлопс (включая модернизацию инженерной инфраструктуры) в ГВЦ Росгидромета на сумму 45,5 миллиона долларов США. Реализовано развитие центров обработки, накопления, архивации режимной информации на региональном и территориальном уровнях системы Росгидромета в сумме 3 миллионов долларов США и перевод материалов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении в электронный вид в сумме 3 миллионов долларов США.
В стадии исполнения находится контракт по модернизации региональных специализированных метеорологических центров в Новосибирске и Хабаровске и поставке отдельных товарных позиций в Мировой Метеорологический Центр в Москве стоимостью 3 миллиона долларов США, работы по которому приняты и оплачены в объеме 0,7 миллиона долларов США (21,92 %). Планируются к реализации, но еще не заключены, два контракта:
- по внедрению базовой части интегрированной информационно-телекоммуникационной системы (объединение центров сбора данных, метеорологических, гидрологических и аэрологических станций в интегрированную информационно-телекоммуникационную систему Росгидромета) на сумму 7,2 миллиона долларов США;
- по созданию специализированного программного обеспечения централизованной системы сбора данных наблюдений и разработке (поставке) специализированного программного обеспечения ГЦИС-Москва стоимостью 1,8 миллиона долларов США.
«Существует риск фактического неисполнения мероприятий Проекта по внедрению базовой части интегрированной информационно-телекоммуникационной системы Росгидромета, специализированного программного обеспечения централизованной системы сбора данных наблюдений (часть А); поставке оборудования для дооснащения наземной метеорологической наблюдательной сети, модернизации труднодоступных станций, поставке навигационных систем высотного зондирования атмосферы, модернизации и восстановлению специализированной сети, созданию программного комплекса по накоплению и обработке данных гидрологических наблюдений (часть В) до даты закрытия займа, что потребует продления срока реализации Проекта», — сказано в заключении аудиторов.