Российские БТИ: тернистый путь от бумаги к цифре

3035

Об авторе: Илья Веригин, директор по работе с государственными заказчиками компании «Биорг».

Большинство граждан нашей страны хотя бы один раз продавали дом, квартиру или участок. Или снимали ангар для производства. Или сдавали в аренду коммерческую площадь. Во всех этих и многих других случаях требуется визит в бюро технической инвентаризации, БТИ, для согласования и выдачи копий документов технического учёта. Распространённая бытовая ситуация, за которой кроется интересная история и огромная, пока ещё не решённая проблема внутренней организации деятельности в масштабах всей страны.

Исторический экскурс

Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ все бумажные архивы федерального БТИ, накопленные до 2013 года, были переданы в ведение региональных властей. Но изначально сценарий был другой: планировалось все бумажные документы оцифровать и перенести данные в базы Росреестра, федеральное БТИ ликвидировать и сделать открытый, саморегулируемый рынок, на котором будут самостоятельно действовать коммерческие организации технического учёта. План хороший, но на тот момент абсолютно утопический. Разработчики этого плана недооценили масштаб фондов, которые соизмеримы с государственным архивом средней европейской страны, и средств, которые нужно единоразово потратить на информатизацию (термин той эпохи).

В итоге решили больше не тратить средства федерального бюджета на содержание архивов и передать их в ведение областей, краев и республик. Региональная власть не ожидала такого поворота событий, но документы приняла и назначила ответственных, чтобы привести в порядок миллионы инвентарно-технических дел. За несколько лет регионы провели титаническую работу: сделали полную инвентаризацию, оформили дела в новые обложки, оснастили помещения, внедрили систему учёта и т.д. До цифровой трансформации руки, конечно, не дошли, нужно было как-то справляться с текущими запросами. Большинство закупили только сканеры, чтобы выдавать копии и отправлять электронные сканы в ответ на приходящие запросы.

Масштабы запросов

БТИ выполняет функции сбора, обработки, хранения и предоставления сведений об объектах недвижимости. Чтобы понять масштаб запросов, который приходится регулярно обрабатывать этим организациям, представьте многоквартирный дом. Инвентарное дело на него состоит из трёх блоков: технический паспорт с физическим описанием объекта; массив правоустанавливающих документов на помещения; а также разнообразные сопутствующие документы – от заключений технических экспертиз до судебных постановлений.

При продаже, перепланировке, наследовании любой из квартир дело поднимается и в него вносятся изменения. К списку процедур нужно добавить истребования судами, правоохранительными органами и разными контрольно-надзорными службами. Итого выходит минимум пять-шесть обращений в месяц на каждый дом. Чем старше и больше дом, тем больше его дело было востребовано с момента застройки. Можно представить, в каком физическом состоянии находятся дела на строения 50-60-х годов! А ещё есть документация на стройплощадки, на частные дома и землю (среди которых миллионы никому не известных прав на гаражи и садовые участки). И все это хозяйство в каждом отдельно взятом БТИ ведёт несколько немногочисленных сотрудников.

«Бумажные» проблемы

Современные БТИ постоянно находятся под гнётом требований оптимизировать свою работу. Но имеющимися ресурсами ускорить предоставление госуслуг – задача непосильная (тем более, что штат этих учреждений только сокращают). Ещё одним следствием сложившейся ситуации являются «белые пятна» в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и на публичной кадастровой карте по объектам, с которыми долгое время не совершались учётно-регистрационные действия.

По данным самого Росреестра, в ЕГРН в настоящее время содержится более 2,5 миллиона ошибок. Так, например, 40% сведений о 61 миллионе земельных участков не имеют данных о границах (в абсолютных цифрах это почти 24 миллиона участков). Как результат – поток новостей о судебных спорах и о том, как людям приходится доказывать права на то, что они десятилетиями считали своей или семейной собственностью.

Что делать

Решить накопившиеся проблемы можно только путём перехода к электронным документам, оцифровкой архивов. Это не только ускорит процесс ответов на запросы населения, но и поможет спасти от безвозвратной утраты уникальные документы, которые со временем не молодеют. К тому же БТИ зарабатывают на услугах, и чем быстрее будет идти обработка документов, тем больше денег они смогут получить. Так что оцифровка — это вопрос не только удобства и полноты государственных данных, но и экономической выгоды.

Цифровая трансформация в России уже знает пример подобных работ в масштабах всей страны, например процесс наполнения ЕГР ЗАГС, в рамках которого регионам из федерального бюджета раздали субсидии на оцифровку записей о населении. Стоит ли ожидать подобной программы для БТИ? Ответ скорее отрицательный. Слишком большие объёмы, хотя такое решение было бы оптимальным. Вероятнее всего, регионам придется решать проблему за свой счёт.

Где найти средства

Проекты оцифровки, тем более с таким масштабным влиянием на госуслуги, хорошо ложатся в KPI региональной власти, особенно если не просто сканировать дела, но и извлекать из них всю информацию для закрытия белых пятен в ЕГРН по собственникам и их правам на объекты. Постановлением правительства РФ от 26.12.2020 № 2292 были обновлены «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации», реализуемых на основе российских IT-решений. Буквально на днях тема цифровой трансформации была включена в перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года. Это означает, что в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика РФ» региональное БТИ может получить льготный кредит на финансирование проектов, связанных с оцифровкой архивов.

Как организовать проект оцифровки

В чём состоит типовой проект цифровой трансформации БТИ?

Первый шаг — аудит архива и условий работы. Для того, чтобы начать проект, недостаточно иметь на руках результаты инвентаризации. Профессиональная компания не начнет работу, не оценив очно состав и состояние фондов, а также условия проведения работ. Где-то много ветхих дел и кальки, где-то чертежей с вклейками перепланировок; где-то в удалённых филиалах сложно найти помещения – а значит, нужно изучить реальное состояние архивов на местах. Эта информации впоследствии определит виды оборудования и трудоёмкость работ для организации сканирования (в большинстве случаев документы не вывозятся, а обрабатываются на местах).

По итогам экспертизы составляется план работ. Основная цель этих документов – максимально эффективно с использовать ресурсы и технику, а также снизить затраты. Наличие экспертного заключения также необходимо для подачи заявки на льготное кредитование проекта.

В случае организации закупки необходимо составить техническое задание, которое учтёт все рекомендации аудитора. ТЗ включает требования к объёму и качеству скан-копий, извлечённых данных и атрибутирования, включая допустимое количество ошибок (по-хорошему, не более одной на 100 документов).

Следующий этап — выбор подрядчика, который сможет обеспечить необходимый объём оборудования и специалистов нужной квалификации в соответствии с ТЗ. Чтобы сформировать пул потенциальных подрядчиков, можно обратить внимание на исполнителей соизмеримых контрактов по тому же ЕГР ЗАГС на Госзакупках (список 1, список 2).

Далее все документы сканируются и начинается извлечение данных из полученных скан-образов. Оптимизация в извлечении набора данных из каждого инвентарного дела достигается путём применения искусственного интеллекта с последующей верификацией данных с помощью операторов. Использование нейросетей позволяет реализовать проект в разы быстрее и дешевле. Так, например, объём БТИ крупного промышленного региона России составляет примерно один миллион единиц хранения (инвентарных дел), это более 60 миллионов страниц. Оцифровка такого архива с помощью нейросетей займёт один год и снизит стоимость ручной обработки как минимум в два раза.

Создание системы цифрового архива

Логическим продолжением оцифровки является создание системы цифрового архива для хранения и поиска. Для привычного поиска в электронном архиве нужны те же данные, что и для бумажных документов: адрес и инвентарный/кадастровый номер. Для формирования базы данных, которая отражает физическое состояние объекта, понадобится извлечь уже порядка 20 видов данных.

Оцифровка с последующим распознаванием большого набора данных позволит создавать базы данных с глубоким индексированием (например, с указанием, кто собственник, на каком основании владеет недвижимостью, метраж и т. д.). Индексирование поможет а) сделать систему поиска по базовым индексам; б) вести аналитику по недвижимости; в) создавать типовые карточки для прямой загрузки в ЕГРН. Это не сильно увеличит стоимость, но обеспечит полноту и чистоту данных для ЕГРН, а также значительно ускорит процесс его дальнейшего наполнения.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: