Роскомнадзор разместил на портале общественных обсуждений проект приказа, который утверждает порядок подключения и доступа анонимайзеров и операторов поисковых систем к федеральной государственной информационной системе (ФГИС), содержащей сведения об онлайн-ресурсах, доступ к которым ограничен на территории РФ.
Напомним, согласно закону №276-ФЗ от 29.07.2017 (запрещающему бесконтрольное использование VPN-сервисов и анонимайзеров с целью обхода ограничений на доступ к запрещённым сайтам и сервисам), который вступит в силу 1 ноября, Роскомнадзор должен создать ФГИС информационных ресурсов информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен. Владельцы же общедоступных VPN-сервисов и анонимайзеров будут обязаны после получения соответствующего требования Роскомнадзора подключиться к ФГИС и затем наряду с провайдерами доступа самостоятельно блокировать ресурсы, внесённые в единый реестр запрещенной информации. Также к ФГИС должны будут подключаться поисковики, чтобы удалять из выдачи ссылки на сайты, внесённые в список запрещённых в России.
Проект приказа предполагает, что в случае получения от Роскомнадзора требования о подключении к ФГИС владелец анонимайзера направит в ведомство заявку на подключение. Заявка должна содержать, в том числе, информацию о владельце, его почтовый и электронный адрес, доменное имя (при наличии) и сетевой адрес, электронный адрес администратора, электронный адрес провайдера хостинга, описание сервиса, сетевые адреса всех телекоммуникационных элементов, статический сетевой адрес, а также согласие на получение сведений из информационной системы ежедневно и круглосуточно.
Заявка на подключение к информационной системе оператора поисковой системы помимо иных сведений должна содержать информацию об операторе, его почтовый и электронный адрес, доменное имя (при наличии) и сетевой адрес, электронный адрес администратора, статический сетевой адрес, а также согласие на получение сведений из информационной системы ежедневно и круглосуточно.
Заявка рассматривается Роскомнадзором в течение семи рабочих дней со дня поступления. В случае соответствия документа требованиям законодательства владельцу анонимайзера (оператору поисковой системы) направляется уведомление, содержащее логин и пароль для подключения к информационной системе.
В случае изменения данных, указанных в заявке, владелец анонимайзера (оператор поисковой системы) обязан уведомить Роскомнадзор не позднее 30 дней со дня соответствующих изменений.
Обсуждение документа продлится до 7 сентября.
Также на портале размещены еще два документа:
1. Проект приказа об утверждении порядка контроля за прекращением на территории Российской Федерации выдачи операторами поисковых систем, распространяющими в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.
2. Проект приказа об утверждении порядка контроля за обеспечением ограничения доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, информационным ресурсам, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.
Контроль что операторов поисковиков, что анонимайзеров предлагается проводить дистанционно, без взаимодействия с проверяемыми. Проверка должна длиться не более одного рабочего дня, о её проведении составляется отчёт. В случае, если проверка покажет нарушения со стороны оператора или VPN-сервиса, контролёры составляют докладную записку, прикладывая к ней скриншоты, доказывающие нарушения, и отправляют Роскомнадзору по системе межведомственного взаимодействия.
Обсуждение этих двух документов продлится до 22 сентября
Как писал D-Russia.ru, ранее Минкомсвязь представила порядок взаимодействия Роскомнадзора с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ для получения информации о программно-аппаратных средствах доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен.