Росстат в марте опубликовал результаты исследования по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. Публикуем некоторые из результатов, касающиеся использования Интернета жителями разных регионов – в частности, для получения государственных онлайн-сервисов.
Месячный объём выборки при проведении обследования использования ИКТ составляет около 77 тысяч человек в возрасте 15 лет и старше (приблизительно 30 тысяч домохозяйств), что соответствует 0,06% численности населения данного возраста. В 2017 году было поведено три опроса: в мае, октябре и ноябре.
В среднем в 2017 году Интернет в России использовали 78,5% опрошенных; 21,5% населения Сетью в 2017 году не пользовались.
Каждый (или почти каждый) день Сетью пользуется в среднем 56,2% наших граждан, не менее одного раза в неделю – 12,6%, не менее раза в месяц – 1,7%, менее одного раза в месяц – 0,3%.
Самые активные (по доле пользователей Интернета) регионы – Ямало-Ненецкий АО (96,6% жителей пользовались Сетью в 2017), Ханты-Мансийский АО (91,2%), Чукотский АО (91,2%).
Наименее активно пользуются Сетью в Чувашии (66,8%), Рязанской области (65,6%), Орловской области (65,3%).
Регион | Доля жителей, пользовавшихся Интернетом в 2017 году, % |
Ямало-Ненецкий АО | 96,6 |
Ханты-Мансийский АО | 91,2 |
Чукотский АО | 91,2 |
Республика Татарстан | 89,6 |
Московская область | 89,2 |
Санкт-Петербург | 87,5 |
Тюменская область | 87,4 |
Москва | 86,4 |
Мурманская область | 85,0 |
Ненецкий АО | 84,5 |
Республика Северная Осетия — Алания | 84,3 |
Республика Тыва | 83,8 |
Магаданская область | 83,7 |
Республика Саха (Якутия) | 83,4 |
Самарская область | 81,0 |
Севастополь | 80,6 |
Республика Калмыкия | 80,3 |
Республика Бурятия | 80,2 |
Кабардино-Балкарская Республика | 80,1 |
Ставропольский край | 79,7 |
Камчатский край | 79,7 |
Республика Дагестан | 79,6 |
Краснодарский край | 79,5 |
Приморский край | 79,5 |
Амурская область | 79,5 |
Республика Марий Эл | 79,4 |
Ивановская область | 78,5 |
Липецкая область | 78,5 |
Хабаровский край | 78,5 |
Калининградская область | 78,4 |
Ростовская область | 78,4 |
Республика Башкортостан | 78,2 |
Республика Алтай | 77,7 |
Тульская область | 77,6 |
Челябинская область | 77,6 |
Республика Хакасия | 77,6 |
Республика Крым | 77,4 |
Красноярский край | 77,4 |
Томская область | 77,4 |
Астраханская область | 77,3 |
Республика Коми | 77,1 |
Республика Ингушетия | 76,9 |
Республика Карелия | 76,2 |
Оренбургская область | 76,2 |
Курская область | 75,8 |
Ленинградская область | 75,8 |
Новосибирская область | 75,8 |
Саратовская область | 75,5 |
Волгоградская область | 75,4 |
Тверская область | 75,3 |
Смоленская область | 75,2 |
Архангельская область | 75,0 |
Тамбовская область | 74,9 |
Иркутская область | 74,8 |
Сахалинская область | 74,7 |
Омская область | 74,6 |
Свердловская область | 74,4 |
Пензенская область | 74,2 |
Алтайский край | 74,2 |
Кемеровская область | 74,2 |
Карачаево-Черкесская Республика | 73,7 |
Вологодская область | 73,4 |
Удмуртская Республика | 73,4 |
Белгородская область | 73,3 |
Ярославская область | 73,3 |
Забайкальский край | 73,3 |
Воронежская область | 73,1 |
Пермский край | 73,1 |
Еврейская автономная область | 73,1 |
Нижегородская область | 73,0 |
Псковская область | 71,9 |
Брянская область | 71,7 |
Костромская область | 71,6 |
Владимирская область | 71,4 |
Калужская область | 71,2 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 71,2 |
Республика Мордовия | 70,3 |
Курганская область | 69,4 |
Чеченская Республика | 69,1 |
Новгородская область | 68,6 |
Кировская область | 68,6 |
Ульяновская область | 67,1 |
Чувашская Республика — Чувашия | 66,8 |
Рязанская область | 65,6 |
Орловская область | 65,3 |
Причинами отказа от использования Интернета в домохозяйствах респонденты назвали:
- Нет необходимости (нежелание пользоваться, нет интереса) – 16,7%
- Недостаток навыков для работы в Интернете – 6,4%
- Высокие затраты на подключение к Интернету – 4,3%
- Доступ к Интернету есть в другом месте (на работе, у знакомых, в центрах общественного доступа и др.) – 1,7%
- Отсутствие технической возможности подключения к Интернету – 1,5%
- По соображениям безопасности и конфиденциальности – 0,2%
- Другие причины – 2,5%.
Чаще всего россияне выходят в Сеть с мобильных устройств (смартфонов, электронных книг и пр., кроме планшетов) – 56% опрошенных. Далее идут стационарные ПК и ноутбуки (по 40,6% у каждой категории), с планшетов в Сеть выходят 26,8% наших граждан, с «умных» телевизоров – 7,8%, с игровых видеоприставок – 2,8%.
Для заказов товаров и услуг Интернетом пользовались 26,9% опрошенных.
Информационная безопасность
Средства защиты своего компьютера (антивирусы, антиспамовые фильтры) используют 83,1% россиян, средства родительского контроля или фильтрации Интернет-ресурсов – только 2,9% опрошенных.
Большинство пользователей Сетью (71,4% от тех, кто Интернетом пользовался) не сталкивались с проблемами информационной безопасности, 28,6% сталкивались со следующим (опрошенные могли называть несколько проблем):
- С несанкционированной рассылкой (спам) – 18,4% (из числа тех, кто пользовался Сетью в 2017-м)
- С заражением вирусами, что привело к потере информации и/или времени на их удаление – 11,3%
- С несанкционированным доступом к компьютеру (информационным ресурсам, информационным системам) – 1,8%
- С использованием электронной почты неизвестными лицами – 0,9%
- С посещением детьми нежелательных сайтов, контактами детей с потенциально опасными людьми через Интернет – 0,8%
- С использованием мобильного телефона неизвестными лицами – 0,8%
- С хищением денежных средств или персональных данных – 0,3%
- С другими проблемами – 3,2%.
Госуслуги по Интернету
Всего за госуслугами в 2017 году обращались 65,7% опрошенных, из них 42,3% наших граждан использовали для этого Интернет — официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные устройства (телефон, планшет и пр.), электронную почту, терминалы самообслуживания; 18,9% посещали МФЦ.
Респондентов также спросили, по каким причинам они не пользуются Интернетом при получении госуслуг:
- Предпочитают личный визит и персональные контакты – 60,9% (от числа тех, кто не использовал сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг)
- За респондента это сделали другие люди (консультанты, друзья, члены семьи и т.п.) – 16,2%
- Недостаточно навыков или знаний (например, не знаю как использовать веб-сайт, или испытывают сложности) – 14,3%
- Получение необходимой услуги требовало личного визита и предоставления бумажных форм – 13,5%
- Не было необходимости отправлять официальные формы заявления вообще – 12,4%.