Рейтинг регионов России по активности пользования Интернетом

Росстат в марте опубликовал результаты исследования по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. Публикуем некоторые из результатов, касающиеся использования Интернета жителями разных регионов – в частности, для получения государственных онлайн-сервисов.

Месячный объём выборки при проведении обследования использования ИКТ составляет около 77 тысяч человек в возрасте 15 лет и старше (приблизительно 30 тысяч домохозяйств), что соответствует 0,06% численности населения данного возраста. В 2017 году было поведено три опроса: в мае, октябре и ноябре.

В среднем в 2017 году Интернет в России использовали 78,5% опрошенных; 21,5% населения Сетью в 2017 году не пользовались.

Каждый (или почти каждый) день Сетью пользуется в среднем 56,2% наших граждан, не менее одного раза в неделю – 12,6%, не менее раза в месяц – 1,7%, менее одного раза в месяц – 0,3%.

Самые активные (по доле пользователей Интернета) регионы – Ямало-Ненецкий АО (96,6% жителей пользовались Сетью в 2017), Ханты-Мансийский АО (91,2%), Чукотский АО (91,2%).

Наименее активно пользуются Сетью в Чувашии (66,8%), Рязанской области (65,6%), Орловской области (65,3%).

РегионДоля жителей, пользовавшихся Интернетом в 2017 году, %
Ямало-Ненецкий АО96,6
Ханты-Мансийский АО91,2
Чукотский АО91,2
Республика Татарстан89,6
Московская область89,2
Санкт-Петербург87,5
Тюменская область87,4
Москва86,4
Мурманская область85,0
Ненецкий АО84,5
Республика Северная Осетия – Алания84,3
Республика Тыва83,8
Магаданская область83,7
Республика Саха (Якутия)83,4
Самарская область81,0
Севастополь80,6
Республика Калмыкия80,3
Республика Бурятия80,2
Кабардино-Балкарская Республика80,1
Ставропольский край79,7
Камчатский край79,7
Республика Дагестан79,6
Краснодарский край79,5
Приморский край79,5
Амурская область79,5
Республика Марий Эл79,4
Ивановская область78,5
Липецкая область78,5
Хабаровский край78,5
Калининградская область78,4
Ростовская область78,4
Республика Башкортостан78,2
Республика Алтай77,7
Тульская область77,6
Челябинская область77,6
Республика Хакасия77,6
Республика Крым77,4
Красноярский край77,4
Томская область77,4
Астраханская область77,3
Республика Коми77,1
Республика Ингушетия76,9
Республика Карелия76,2
Оренбургская область76,2
Курская область75,8
Ленинградская область75,8
Новосибирская область75,8
Саратовская область75,5
Волгоградская область75,4
Тверская область75,3
Смоленская область75,2
Архангельская область75,0
Тамбовская область74,9
Иркутская область74,8
Сахалинская область74,7
Омская область74,6
Свердловская область74,4
Пензенская область74,2
Алтайский край74,2
Кемеровская область74,2
Карачаево-Черкесская Республика73,7
Вологодская область73,4
Удмуртская Республика73,4
Белгородская область73,3
Ярославская область73,3
Забайкальский край73,3
Воронежская область73,1
Пермский край73,1
Еврейская автономная область73,1
Нижегородская область73,0
Псковская область71,9
Брянская область71,7
Костромская область71,6
Владимирская область71,4
Калужская область71,2
Республика Адыгея (Адыгея)71,2
Республика Мордовия70,3
Курганская область69,4
Чеченская Республика69,1
Новгородская область68,6
Кировская область68,6
Ульяновская область67,1
Чувашская Республика – Чувашия66,8
Рязанская область65,6
Орловская область65,3

Причинами отказа от использования Интернета в домохозяйствах респонденты назвали:

  • Нет необходимости (нежелание пользоваться, нет интереса) – 16,7%
  • Недостаток навыков для работы в Интернете – 6,4%
  • Высокие затраты на подключение к Интернету – 4,3%
  • Доступ к Интернету есть в другом месте (на работе, у знакомых, в центрах общественного доступа и др.) – 1,7%
  • Отсутствие технической возможности подключения к Интернету – 1,5%
  • По соображениям безопасности и конфиденциальности – 0,2%
  • Другие причины – 2,5%.

Чаще всего россияне выходят в Сеть с мобильных устройств (смартфонов, электронных книг и пр., кроме планшетов) – 56% опрошенных. Далее идут стационарные ПК и ноутбуки (по 40,6% у каждой категории), с планшетов в Сеть выходят 26,8% наших граждан, с «умных» телевизоров – 7,8%, с игровых видеоприставок – 2,8%.

Для заказов товаров и услуг Интернетом пользовались 26,9% опрошенных.

Информационная безопасность

Средства защиты своего компьютера (антивирусы, антиспамовые фильтры) используют 83,1% россиян, средства родительского контроля или фильтрации Интернет-ресурсов – только 2,9% опрошенных.

Большинство пользователей Сетью (71,4% от тех, кто Интернетом пользовался) не сталкивались с проблемами информационной безопасности, 28,6% сталкивались со следующим (опрошенные могли называть несколько проблем):

  • С несанкционированной рассылкой (спам) – 18,4% (из числа тех, кто пользовался Сетью в 2017-м)
  • С заражением вирусами, что привело к потере информации и/или времени на их удаление – 11,3%
  • С несанкционированным доступом к компьютеру (информационным ресурсам, информационным системам) – 1,8%
  • С использованием электронной почты неизвестными лицами – 0,9%
  • С посещением детьми нежелательных сайтов, контактами детей с потенциально опасными людьми через Интернет – 0,8%
  • С использованием мобильного телефона неизвестными лицами – 0,8%
  • С хищением денежных средств или персональных данных – 0,3%
  • С другими проблемами – 3,2%.

Госуслуги по Интернету

Всего за госуслугами в 2017 году обращались 65,7% опрошенных, из них 42,3% наших граждан использовали для этого Интернет – официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные устройства (телефон, планшет и пр.), электронную почту, терминалы самообслуживания; 18,9% посещали МФЦ.

Респондентов также спросили, по каким причинам они не пользуются Интернетом при получении госуслуг:

  • Предпочитают личный визит и персональные контакты – 60,9% (от числа тех, кто не использовал сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг)
  • За респондента это сделали другие люди (консультанты, друзья, члены семьи и т.п.) – 16,2%
  • Недостаточно навыков или знаний (например, не знаю как использовать веб-сайт, или испытывают сложности) – 14,3%
  • Получение необходимой услуги требовало личного визита и предоставления бумажных форм – 13,5%
  • Не было необходимости отправлять официальные формы заявления вообще – 12,4%.
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: