18 февраля состоялось Заседание Правительства РФ, на котором были рассмотрены две взаимосвязанные государственные программы, направленные на совершенствование региональной политики.«Региональная политика и федеративные отношения» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, а также повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации».
Представленный Минрегионом проект государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения» включает три подпрограммы, они посвящены совершенствованию федеративных отношений, укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов нашей страны, а также оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, которые проживают за рубежом. Главная цель программы – обеспечить равные условия для исполнения расходных обязательств на региональном уровне.
Министр регионального развития И.Слюняев, представляя программу, отметил:
«Важнейшим инструментом региональной политики должно стать дальнейшее разграничение полномочий. Сегодня за субъектами Российской Федерации закреплено 189 базовых и переданных полномочий. Большинство из них напрямую влияет на экономическое развитие и качество жизни людей».
В рамках мероприятий госпрограммы будет осуществлён переход с 2014 года к предоставлению единой субвенции. Он позволит повысить качество бюджетных расходов, повысить финансовую самостоятельность субъектов Российской Федерации, а также усилить контроль за реализацией передаваемых полномочий. «Единая субвенция даст больший манёвр субъектам Российской Федерации при распределении средств», отметил С. Слюняев. Губернатор Воронежской области А.Гордеев высказал пожелание, чтобы такого рода программы разрабатывались с участием органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Министр финансов А. Силуанов представил проект программы «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, а также повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации». Программа нацелена на создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами и для повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
Цели государственной программы – обеспечить равные условия для получения государственных услуг на всей территории Российской Федерации, обеспечить устойчивое исполнение расходных обязательств регионов, повышение их качества.
Госпрограмма ориентирована на решение трёх основных задач:
совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации
сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации в уровнях бюджетной обеспеченности и обеспечения сбалансированности бюджетов как региональных, так и местных
повышение эффективности управления государственными финансами субъектов и муниципалитетов.
В программе выделено два этапа реализации. Первый этап – с 2013 по 2015 год, второй этап – с 2016 по 2020 год. Первая подпрограмма – «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» – направлена на совершенствование нормативно-правовых актов в области методологического регулирования и предусматривает совершенствование структуры и форм межбюджетных трансфертов.
В рамках госпрограммы предусматривается переход к предоставлению межбюджетных трансфертов в большей степени за счёт дотаций регионам, за счёт сокращения доли субсидий, за счёт окончания реализации отдельных федеральных целевых программ и, соответственно, сокращения предоставления субсидий, а также увеличения объёма трансфертов в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом предполагается и совершенствование механизма предоставления дотаций в виде выравнивания бюджетной обеспеченности.
В результате реализации первой подпрограммы предусматривается обеспечить положительную динамку доли дотаций в общем объёме межбюджетных трансфертов с 37% в 2013 году до 42% – к 2020 году. И рост субсидий бюджетам субъектов, распределение которых утверждено федеральным законом о бюджете, с 16 до 55 к 2020 году.
Вторая подпрограмма – это поддержание устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Цель – сокращение дифференциации уровня бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации и содействие сбалансированности региональных местных бюджетов.
А. Силуанов отметил: «если брать 10 регионов, самых высокообеспеченных с точки зрения бюджетного обеспечения, и 10 самых низкообеспеченных регионов, дифференциация – около 6–7 раз. После того как мы применяем механизм выравнивания бюджетной обеспеченности, такая дифференциация сокращается где-то до 1,5–2 раз. Поэтому задача в том, чтобы в условиях серьёзной дифференциации в уровне макроэкономического развития, налоговом потенциале сделать таким образом, чтобы через механизмы межбюджетных трансфертов мы обеспечивали качество предоставления бюджетных услуг в областях, таких как образование, здравоохранение, социальные услуги, на одном уровне на всей территории Российской Федерации».
В результате реализации этой подпрограммы алвнируется увеличить бюджетную обеспеченность в расчёте на одного жителя в 2,2 раза по сравнению с текущим периодом к 2020 году, обеспечение сбалансированности исполнения бюджетов Российской Федерации в части соблюдения предельных объёмов дефицита бюджета объёма госдолга и снижения в 3 раза просроченной кредиторской задолженности по сравнению с 2012 годом.
Третья подпрограмма – «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами».
Для реализации поставленных целей предусматриваются стимулирующие трансферты тем субъектам Российской Федерации, которые в наибольшей степени достигают целого ряда ключевых качественных показателей, таких как, например, разработка и внедрение перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, создание и развитие соответствующих многофункциональных центров для повышения качества и доступности услуг, внедрение программно-целевых методов в организацию деятельности исполнительных органов государственной власти и так далее. В рамках стимулирования повышения качества управления финансами в субъектах Российской Федерации предусмотрены соответствующие трансферты в объеме 1 млрд рублей в год.
До 2020 года на государственную программу предполагается выделить из федерального бюджета более 5,5 трлн рублей.
Завершая заседание, Дмитрий Медведев поручил И. Слюняеву и А. Силуанову в 10-дневный срок доработать проекты программ с тем, чтобы они не противоречили друг другу и Основным направлениям деятельности Правительства.