Основной целью проекта стало решение задачи сокращения ежегодных расходов на лицензирование и техническую поддержку сторонними подрядчиками при эксплуатации Региональной комплексной информационной системы «Государственные услуги – Ярославская область» (далее — РКИС «ГУ-ЯО»).
Наименование/ описание системы:
РКИС «ГУ-ЯО» функционирует в регионе с 2010 года и является типовым решением системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Ярославской области. Система обеспечивает прием заявок из федеральной государственной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ), обеспечивает межведомственное взаимодействие в Ярославской области, служит для реализации требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
РКИС «ГУ-ЯО» «ГУ-ЯО» решает следующие задачи: обеспечение электронного межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления при предоставлении государственных/муниципальных услуг ОИВ/ОМСУ ЯО; исполнение услуг на основании разработанного бизнес-процесса поданных заявлений; мониторинг состояния исполнения услуг.
Заказчик
Агентство по государственным услугам Ярославской области
Исполнители
- Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Электронный регион»
- Открытое акционерное общество «Оператор электронного правительства» г. Пенза
Описание замещаемого иностранного ПО
Операционная система OS Windows 2008 R2;
Сервер баз данных MS SQL 2008 R2;
MS Dynamic CRM 4.0
Ежегодная стоимость лицензий, включая 750 пользовательских лицензий MS DYNAMIC CRM, составляет 6,6 млн руб.
Описание внедряемого отечественного (свободного) ПО
Системное ПО:
ОС Ubuntu Server 14.04 LTS 64-bit.
Прикладное ПО:
PostgreSQL — Система управления базами данных.
Nginx – Балансировка.
GlassFish 3 — Сервер приложений, реализующий спецификации Java EE.
Maven — Фреймворк для автоматизации сборки проектов, специфицированных на XML-языке POM.
Обоснование выбора отечественного ПО
При выборе платформы учитывались следующие особенности программного обеспечения:
- Открытый код.
- Бесплатная отечественная платформа.
- Устойчивость и масштабируемость решения.
- Разработку не требовалось вести с нуля, т.к. ПО уже было частично разработано и внедрено в г. Пенза специалистами ОАО «Оператор электронного правительства».
- Наличие соглашения о безвозмездной передаче исходных кодов и совместном развитии системы между Пензой и Ярославской областью.
- Наличие достаточного ресурса и опыта для разработки данного функционала в ГБУ ЯО «Электронный регион».
Продолжительность проекта
Сентябрь 2014 – март 2016
Технологические особенности реализации проекта
Система интегрирована со следующими информационными системами:
Региональный портал госуслуг (РПГУ);
Единый портал госуслуг (ЕПГУ);
Ведомственными информационными системами через СМЭВ.
Система адаптирована к Криптопро CSP Java.
Организационные особенности реализации проекта
При реализации проекта использовались ресурсы ГБУ ЯО «Электронный регион». Сформирован центр компетенций, состоящий из 15 сотрудников различной квалификации: программисты, системные администраторы, ИТ-специалисты.
Часть работ по настройке ядра выполнялась сотрудниками ОАО «Оператор электронного правительства» г. Пенза.
Перед введением новой версии системы в эксплуатацию проведено очное обучение 200 пользователей системы. Разработаны подробные пользовательские инструкции.
Результат проекта
- За 1 месяц на новую версию системы было переведено 693 пользователя.
- Создано 32 сервиса (р-сведения) и адаптера (ф-сведения) внутри региональных сервисов.
- Создано 27 электронных форм для получения государственных услуг на ЕПГУ.
- С момента запуска новой версии системы обработано 10 000 межведомственных запросов.
Переход на новую версию системы позволяет уже с 2016 года экономить ежегодно 6,6 млн руб.
Затруднения
- Нормативные и технологические ограничения — постоянные изменения форматов федеральных сервисов и СМЭВ, требующие активного мониторинга и доработок программного обеспечения.
- Недостатки в технической документации по сервисам.
- Низкая скорость реакции федеральных органов (разработчиков) на запросы.
- Организационные: обучение большого количества специалистов работе с программным обеспечением.
Перспективы развития проекта
- Перевод всех электронных услуг на новую версию продукта.
- Переход на СМЭВ 3.
- Разработка новых сервисов и адаптеров.
- Прием пакетов из МФЦ.
- Интеграция с бета-версией ЕПГУ.
- Готовы к сотрудничеству с другими регионами в части развития системы.