Реестриада

1149

В стране задуман ещё один реестр – «интеллектуальной собственности». Если бы авторы идеи честно сказали, что хотят построить авторский колхоз для тех, кто в нашей стране пишет и поёт песни за рубли, не пришлось бы об этом писать. Но нет, они радеют и о программистах, и вообще обо всех правообладателях без разбору – владельцах промышленных образцов, товарных знаков, ну всех.

Вот кто заявил о новом реестре.

reestr_is_foto

Слева направо: генеральный директор «Национального реестра интеллектуальной собственности» Николай Дуксин; экс-замминистра культуры (там он курировал создание национальной электронной библиотеки, о том, насколько этот проект успешен, мы можем судить только с точки зрения IT-обеспечения, на большее не хватает компетенции – так вот, на демонстрации НЭБ Минкультуры для председателя правительства имитировало работоспособность системы), а ныне глава Роспатента Григорий Ивлиев; ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец; генеральный директор «Первого музыкального издательства» Максим Дмитриев. Накануне они дали пресс-конференцию.

Замысел таков. Создаётся некая IT-система, она же «национальный реестр интеллектуальной собственности», позволяющая автору чего угодно, лишь бы оно было представимо в цифровом виде и подлежало защите копирайтом, продукт своего творчества загрузить на сервер реестрообладателей. А реестрообладатели при случае предъявят претензию пирату: не тронь, это не твоё, вот, смотри, оно у нас в реестре значится! «Правоприменением [по отношению к пиратам] у нас никто не занимался (а как же учитель Поносов? — АА). Ответственность должна быть, в том числе, да, и у поисковиков тоже. Если сейчас тихо крадут, то при наличии реестра будет не кража, а открытый грабёж, и реестр эту ситуацию просвечивает», — заявил Ивлиев.

Технологические подробности установления факта грабежа никто объяснять не стал, хотя спрашивали. Смысл ответов свёлся к «ввяжемся в драку, а там посмотрим». Что ж, приемлемая тактика, тут критиковать нечего.

Следующий вопрос – как удостоверить авторство? Может, у песенников эта тема и изучена, но что касается софта… Google с плагиаторами в Play Market не очень-то справляется. Известны истории, когда в России про Windows говорили «это я с братом написал, мы с ним программисты», что ставило милицию (давно дело было) в тупик. С промышленными образцами и товарными знаками даже предположить не могу, что будет, вспомню только, как в нулевые жулики отжимали доменные имена в зоне .ru, регистрируя подходящий товарный знак.

Ладно, пусть удостоверить авторство – не главное. Как актуализировать этот гипотетический реестр обладателям прав на программные продукты, которых тьма и которые непрерывно обновляются, и прочие мелкие дьявольские детали обсуждать тоже не станем.

Хочется знать, сколько затея стоит в реализации, и кто платит. «Сотни миллионов», сказал Дмитриев. Платят их частные инвесторы. (Казалось бы, при чём тут глава Роспатента?). А Близнец сказал, что затея с реестром – «социальная», коммерцией тут не пахнет.

Знаете, на что это похоже? На речи Ноздрёва и Манилова. Один божится, что отдал за жеребца десять тысяч, а другой пребывает в восторге от Павла Ивановича.

Коммерцией, разумеется, пахнет, и ещё как. Правообладателей облагодетельствуют не за здорово живёшь.

Четыре года назад, весной 2012-го, за 35,4 миллиона бюджетных рублей уже была создана «национальная платформа цифрового контента». Ивлиев по этому поводу говорит лишь, что «недавно встречался с разработчиками», и что к платформе «есть интерес».

В деле строительства посреднической крыши между правообладателями и меломанами следует констатировать прогресс. Ещё в декабре 2014-го на полном серьёзе предлагалось создать DPI-систему для слежения за трафиком, дабы выяснить, чьи песни качают чаще, и пропорционально распределять между песенниками деньги из общака. Где взять общак? А провайдеры пусть заплатят. Тарифы увеличат, и заплатят. Изящная, согласитесь, конструкция – даже те, кому творчество поставщиков песенок жанра «умца-умца-тым-тым-тым» неведомо, раскошелятся на них как миленькие. К счастью, не вышло, ни Общественная палата, ни регулятор не дали.

Предлагаемая конструкция лучше. Раскулачивание в ней не предусмотрено, а автор вправе в колхоз не вступать. Но всё равно реестр представляет собой внешний по отношению к автору сервис. Не от правообладателей исходит идея создания реестра, а от тех, кто хочет контролировать продажи авторского добра.

Оно, может, и ничего, может, конструкция заработает – для песенников. С программистами же этот номер не пройдёт. Им, рискну предположить, не понравится.

Загадочный интерфейс сайта «национального реестра интеллектуальной собственности». Другого функционала пока нет
Загадочный интерфейс сайта «национального реестра интеллектуальной собственности». Другого функционала пока нет

Фото (с) Андрей Анненков

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: