Автор — Александр Албычев, директор департамента информатизации Тюменской области
Тюменская область на протяжении последних семи лет уверенно держится среди лидеров различных рейтингов по развитию информационного общества и электронного правительства, является «регионом-испытателем», активно участвующим во многих пилотных проектах Минкомсвязи России и других федеральных ведомств по внедрению ИТ-новинок.
Благодаря эффективной реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение доступности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме в Тюменской области доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, достигла 67,3% (утверждён Указом Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», целевое значение к 2018 году – не менее 70%). По данному показателю Тюменская область входит в пятерку лидеров среди субъектов Российской Федерации.
Межведомственное электронное взаимодействие при оказании услуг охватывает почти 500 участников, и это не только государственные и муниципальные структуры, но и ресурсоснабжающие организации, вузы, медицинские учреждения, предприятия гостиничного бизнеса. Ежемесячный обмен справками и сведениями между ведомствами в электронном виде в 2016 году достиг 57 тысяч запросов, доля межведомственного взаимодействия в электронном виде по итогам года составила более 97%.
В Тюменской области с 2010 года работа по повышению компьютерной грамотности граждан ведётся централизованно в рамках программы «Расширяя горизонты». Предусмотрена возможность обучения слепых и слабовидящих граждан, людей с нарушением слуха, а также функционирует мобильный класс для проведения обучения в отдаленных населённых пунктах. За время действия программы обучение прошли более 97 тысяч человек, из которых более 35 тысяч – граждане пожилого возраста.
Как результат, в 2016 году в 57% случаев граждане предпочли обратиться за получением государственных услуг через Интернет. При этом уровень удовлетворённости граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме по итогам проведённого социологического опроса достиг 96%.
В Тюменской области значительное внимание уделяется информатизации таких социально-значимых сфер, как образование и здравоохранение. Образовательные учреждения Тюменской области работают в единой информационной системе: на базе единой платформы создан многофункциональный региональный сегмент, включающий подсистемы: «Электронная школа», «Электронный колледж», «Электронный детский сад», «Электронное дополнительное образование». Активность школ в информационной системе достигала в 2016 году 70% (в среднем по основным показателям: внесение информации о домашнем задании, проставление оценок, ведение портфолио ученика и учителя).
В сфере здравоохранения за счет внедрения современных информационных технологий решён вопрос очередей в регистратурах поликлиник, внедрена электронная медицинская карта и электронный рецепт, автоматизирован процесс управления ресурсами в стационарах.
Электронная медицинская карта внедрена во всех поликлиниках Тюмени, к середине 2018 года планирует завершить внедрение во всей область.
Одним из результатов внедрения функционала электронной медицинской карты является переход к формированию новой модели регистратуры: из фронт-офисов поликлиник убираются бумажные картотеки и создаются удобные зоны ожидания приёма врача.
Система электронной очереди успешно зарекомендовала себя в сфере здравоохранения: в поликлиниках области такая система ежедневно управляет потоком до 18 тысяч человек, которые пришли в процедурный кабинет, сделать флюорографию или ЭКГ, за неотложной помощью или просто за больничным листом.
Расширяется перечень полезных и важных электронных услуг сферы здравоохранения: запущен личный кабинет пациента, где доступны запись на приём к врачу, смена медицинской организации, информирование о стоимости оказанных услуг, предоставление документов из электронной медицинской карты (результаты диагностики и исследований, выписанные рецепты и др.).
Высокими темпами растет доля граждан, использующих электронный механизм записи на прием к врачу, в 2016 году около 30% населения области осуществляли запись через Интернет (около 290 тысяч таких записей в месяц).
Пилотный проект по переводу в электронный вид рецептов на получение и приобретение лекарственных средств реализован совместно с правительством Москвы. По результатам пилотного проекта в режиме опытной эксплуатации с 1 января 2016 года реализовано электронное взаимодействие медицинских и фармацевтической организаций при обслуживании граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами.
С целью автоматизации направлений деятельности стационаров, от основных до обеспечивающих, запущен процесс внедрения системы управления ресурсами медицинской организации. На сегодняшний день система внедрена в крупнейшем медицинском учреждении области – областной клиническая больнице №1, идёт процесс внедрения в других больницах. Мы можем управлять загрузкой дорогостоящего оборудования, потоками пациентов, в том числе наблюдать в режиме реального времени поступление больных и занятость коек. Сокращено время доставки результатов исследований, что позволило более оперативно принимать медицинские решения. Таким образом, мы получили эффективный инструмент для работы над повышением качества оказания медицинской помощи и оптимизацией бюджетных расходов в сфере здравоохранения.
Отдельного внимания заслуживают региональные мобильные приложения, количество пользователей которых приближается к 120 тысячам. Приложение «Образование 72» предоставляет возможность родителям анализировать успеваемость своих детей, а детям — всегда иметь доступ к актуальному списку домашних заданий и расписанию уроков.
С помощью приложения «Медицина 72» можно записаться на приём к врачу, получать уведомления о предстоящем приёме и вести дневник здоровья.
Вся необходимая информация для планирования поездок доступна в режиме онлайн в приложении «Транспорт 72». «ЖКХ 72» включает возможности отправки показаний приборов учёта, оплаты коммунальных услуг и анализа потребления коммунальных услуг.
В Тюменской области активно используются современные ИКТ для повышения эффективности государственного управления и оптимизации бюджетных расходов. Продолжается развитие региональной навигационно-информационной системы. По итогам 2016 года весь государственный и муниципальный транспорт оснащён оборудованием ГЛОНАСС и подключён к системе, внедрён модуль электронного путевого листа. Диспетчеризация транспорта органов исполнительной власти и государственных учреждений осуществляется централизованно, благодаря чему стало возможным осуществлять контроль пробега, расхода топлива и соблюдения скоростного режима. Также доступны для мониторинга в электронном виде 100% транспортных средств, осуществляющих регулярную перевозку пассажиров и грузов на территории области.
Прозрачность осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд Тюменской области достигнута благодаря внедрению информационной системы «Мониторинг цен».
Развивается аналитическая составляющая деятельности органов власти: на базе информационно-аналитической системы руководителям различных уровней в режиме реального времени доступны показатели, характеризующие реализацию основных направлений деятельности и областных проектов (по итогам 2016 года 86% ведомственных и иных информационных систем интегрированы с информационно-аналитической системой).
Мы не забываем про подготовку IT-специалистов в регионе для преодоления дефицита высококвалифицированных кадров. С целью реализации комплексного подхода при развитии кадрового потенциала в 2015 году был запущен проект по созданию Центра робототехники и автоматизированных систем управления Тюменской области. В 2016 году инфраструктура центра была полностью сформирована и представлена 14 школьными высокотехнологичными лабораториями, проектной лабораторией и центром прототипирования.
Проект реализуется в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями различного уровня и потенциальными работодателями. Учебная программа центра рассчитана на школьников, начиная с 5 класса по направлению «Программирование» и с 7 класса по направлению «Робототехника», и ориентирована на практическое применение полученных знаний. В планах центра обучать не менее 840 человек ежегодно.