Тема развития Интернета вещей на морском транспорте обсуждалась во вторник на пресс-конференции с участием представителей сервис-провайдера Orange Business Services (подразделение французской телекоммуникационной компании Orange), ГК «Доброфлот» (добыча рыбы и производство рыбных консервов), аналитической компании iKS-Consulting, российского поставщика систем контроля расхода топлива и спутникового мониторинга транспорта «Технодар».
Мероприятие было приурочено к старту пилотного внедрения решения Интернета вещей на транспортном рефрижераторе «Прогресс», принадлежащем «Доброфлоту». Датчиками оснащаются главный двигатель и вспомогательный дизель-генератор судна. IoT-решение, как предполагается, позволит контролировать расход топлива и работу двигателей в реальном времени.
Прогнозируемая экономия на затратах топлива составит примерно 1,95 миллиона рублей за месяц навигации. После успешной апробации решение будет установлено еще на восьми судах заказчика. Все оборудование, пусконаладочные и сервисные работы будут осуществляться в рамках единого контракта с Orange Business Services с фиксированной помесячной оплатой.

Морской транспорт характеризуется отсутствием доступа к ШПД (широкополосному доступу в Интернет). Однако в настоящее время количество подключений судов к широкополосной спутниковой связи растёт. Так, например, чуть больше года назад стартовал проект Orange и «Доброфлота» по подключению судов к спутниковой связи. К настоящему времени подключено 18 кораблей из 21, имеющихся у компании.
Стоимость оборудования судов спутниковой связью участники конференции назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну.
По мнению Татьяны Толмачевой, основателя iKS-Consulting, рынок IoT на морском транспорте в России имеет перспективы благодаря программе развития цифровой навигации, средства которой в обозримом будущем станут обязательными в отрасли морского транспорта, а также развитию направления «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ). Кроме того, в настоящее время специалисты отмечают рост издержек в судоходной отрасли из-за избыточного тоннажа. «Умные» системы экономии топлива могут сократить эти издержки.
Толмачева также отметила особую роль морского транспорта в транспортной системе РФ: он обеспечил 68% внешнеторгового оборота России (данные 2015 года).
Согласно исследованию университета Хофстра (США), на которое ссылались на конференции, в среднем расходы на топливо составляют 46% от совокупных затрат на владение судном.

По данным Orange, текущая ёмкость российского корпоративного рынка решений по контролю расхода топлива на судах составляет более 73 миллиона евро, а всего на рынке насчитывается порядка 1700 судов водоизмещением свыше 1000 тонн, на которых может быть применено данное решение.

По данным ГК «Технодар», российского поставщика систем контроля расхода топлива и спутникового мониторинга транспорта, решения IoT на морском транспорте могут экономить от 5 до 20% от общих расходов на эксплуатацию судна в месяц, в зависимости от особенностей проекта и транспортного средства. Окупаемость проекта в среднем составляет 4-5 месяцев.
Как отметил представитель российского центра компетенций Orange в области судоходства, оснащение судов датчиками IoT может стать первым шагом к развитию более сложных систем управления морским транспортом, использующих искусственный интеллект.
Справка
Orange Business Services — подразделение Orange Group, работающее на рынке B2B. В компании трудится 21 000 сотрудников, которые поддерживают процессы цифровой трансформации международных корпораций и французского крупного бизнеса на пяти континентах. Orange Business Services — не только телеком-оператор, но также интегратор ИТ решений и поставщик сервисов с добавленной стоимостью.
О ГК «Доброфлот»
- Добыча рыбы и производство рыбных консервов с 1911 года;
- 3,3 тысячи рабочих мест;
- 150 миллионов банок рыбных консервов в год;
- Крупнейший по объёму выпуска береговой рыбоконсервный завод России;
- 21 единица собственного флота, в том числе 12 рыбодобывающих судов, 3 рыбоперерабатывающих плавзавода, 6 транспортных судов-рефрижераторов;
- Крупнейший рыбоперерабатывающий плавзавод «Всеволод Сибирцев»;
- Жестяно-баночное производство, полностью обеспечивающее собственные потребности;
- Логистический комплекс – железнодорожная ветка, склады, погрузочно-разгрузочная техника и парк крупнотоннажных грузовиков-рефрижераторов;
- Холодильные мощности более 18 тысяч тонн;
- Ливадийский ремонтно-судостроительный завод – база ремонта и модернизации.
















