Приключения иностранцев в ЕСИА

12473

Возможность получения государственных услуг в электронном виде для иностранных граждан была реализована ещё в далёком 2010 году. Соответствующий сервис был запущен на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

С того времени ЕПГУ заметно преобразовался, стал удобнее, на портале появилось больше электронных услуг. Новшества коснулись и иностранных граждан – им на ЕПГУ посвящен целый раздел с услугами, которые они могут получить. Лозунг на красочном баннере раздела для иностранных граждан гласит, что «Для регистрации и получения государственных услуг достаточно телефона и электронной почты», но все мы знаем, что для получения услуг, в том числе иностранным гражданам, необходимо иметь подтверждённую учётную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Приключения иностранцев в ЕСИА
Казалось бы, ничего сложного, обратись иностранец в МФЦ или любой другой центр обслуживания (ЦО) и получи подтверждение или зарегистрируй подтверждённую учётку с нуля. Однако количество звонков по проблемам регистрации иностранцев в ЕСИА, которые поступают в наш департамент ежедневно, от сотрудников МФЦ и органов власти Ульяновского региона, на базе которых открыты ЦО, говорит об обратном.

Для начала отмечу некоторые моменты регистрации иностранных граждан в ЕСИА.

Приключения иностранцев в ЕСИАВ соответствии с Руководством пользователя ЕСИА (п.3.1.4), процедура регистрации и проверки данных иностранных граждан не отличается от аналогичной процедуры для граждан РФ, но вместе с тем имеется ряд особенностей. При регистрации подтверждённой учётной записи сотрудник ЦО должен указать СНИЛС и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации, на основании которого иностранный гражданин получал СНИЛС. Другими словами, проверка данных и СНИЛС, и документа, удостоверяющего личность, при регистрации иностранца в ЕСИА осуществляется по базам данных ПФР. При регистрации гражданина РФ в ЕСИА СНИЛС проверяется в базе ПФР, а паспорт – уже в МВД.

Однако подтверждённые учётные записи иностранных граждан не создаются по причине того, что данные, предоставленные для регистрации, не проходят проверку в базах данных ПФР, а именно, предъявленный иностранным гражданином паспорт не соответствует данным документа, удостоверяющего личность, которые были введены сотрудником ПФР в базу данных ПФР при выдаче иностранному гражданину СНИЛС. Зачастую в базе данных ПФР содержатся данные иного документа, удостоверяющего личность, который на тот момент имел иностранный гражданин (например, реквизиты не паспорта, а вида жительства или разрешения на временное проживание), либо данные документа были введены в базу данных некорректно, с нарушением языка ввода и порядка следования серии и номера документа.

В том же Руководстве пользователя ЕСИА сказано, что «все поля необходимо заполнять на русском языке в полном соответствии с документами, только тогда успешно пройдет проверка в ведомствах». Но, к сожалению, на данный момент сотрудники МФЦ не обладают экстрасенсорными способностями и не владеют информацией о данных документах, удостоверяющего личность иностранного гражданина, который в своё время был занесен в базу. Заявитель также не знает о том, как был введён его паспорт в базу данных ПФР. Данное обстоятельство делает невозможным регистрацию иностранного гражданина в ЕСИА в 99,9% случаев. Из-за указанной проблемы иностранные граждане не могут воспользоваться сервисами и услугами Единого портала государственных услуг (функций).

Данную проблему мы неоднократно обозначали, направляя обращения в «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» (СЦ) Минкомсвязи России. Однако в качестве решения сотрудниками СЦ предлагалось либо заняться «перебором» всех возможных комбинаций написания реквизитов паспорта иностранца и попробовать угадать, каким образом сотрудники ПФР занесли его в базу, либо порекомендовать заявителю обратиться в территориальные органы ПФР, для корректировки паспортных данных иностранного гражданина, хранящихся в базе данных ПФР. Однако при обращении иностранных граждан в территориальные органы ПФР в соответствующих корректировках паспортных данных иностранным гражданам было отказано.

В качестве возможных вариантов решения проблемы мы видим следующие:

1. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (оператору ЕСИА) рассмотреть возможность пересмотра текущего механизма регистрации иностранцев в ЕСИА, переключить проверку паспорта иностранцев с БД ПФР на БД МВД.

2. Пенсионному Фонду Российской Федерации предоставить доступ МФЦ и ИОГВ/ОМСУ к соответствующим видам сведений в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, позволяющим сотрудникам ЦО запрашивать данные документа, удостоверяющего личность, по СНИЛС из БД ПФР.

Такой вид сведений уже разработан ПФР и выведен в продуктивную среду СМЭВ 3 – вид сведений «Получение данных лицевого счета по представленному страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования». Однако в доступе к указанному виду сведений регионам со стороны ПФР отказано, несмотря на то, что к аналогу данного сервиса в СМЭВ 2 субъекты были подключены.

Стоит отметить, что базы данных ПФР зачастую содержат неактуальные данные документа, удостоверяющего личность и граждан Российской Федерации. Так, например, в базах данных ПФР не обновляются данные о паспортах, полученных гражданами Российской Федерации при достижении 20-летнего или 45-летнего возраста.

По указанной причине второй вариант не позволит полностью снять вопрос, так как получив данные о документе из БД ПФР и создав с ним подтверждённую учётную запись, в ряде случаев иностранный гражданин будет получать услуги на ЕПГУ с реквизитами документа, которые уже потеряли свою актуальность или не соответствуют данным действующего документа, который находится на руках у человека, несмотря на то, что у него подтверждённая учётка.

Остаётся лишь пожелать терпения сотрудникам МФЦ и заявителям из числа иностранных граждан, столкнувшихся с описанной проблемой, и надеяться на скорый поиск пути её решения!

Об авторе: Сергей Макаров — директор департамента развития электронного правительства ОГКУ «Правительство для граждан» Ульяновской области.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: