Прогнозируемые среднегодовые темпы прироста экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в 2018-2025 годах составляют 12,3%, следует из Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, опубликованной на сайте правительства в четверг.
В соответствии с целевым сценарием объём зарубежных продаж телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в 2025 году должен составить 12,15 миллиарда долларов США, из них поставки телекоммуникационных услуг — 2,91 миллиарда, компьютерных услуг — 8,96 миллиарда, информационных услуг — 0,28 миллиарда.
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги охватывают виды услуг:
- телекоммуникационными услугами являются трансляция или передача звуковой информации, изображений и других информационных потоков через системы кабельной, радиотрансляционной, телевизионной или спутниковой связи, услуги по аренде и техническому обслуживанию линий связи, сетей передачи звука, изображения и данных;
- к компьютерным услугам относятся операции, связанные с созданием и внедрением программного обеспечения, работы, связанные с обработкой данных, хранением баз данных и работой с ними, услуги по разработке, дизайну и размещению веб-страниц на сервере, предоставлению консультационных услуг, связанных с программным обеспечением и функционированием вычислительной техники, и другие;
- информационными услугами являются снабжение средств массовой информации сводками новостей, фотографическим материалом и тематическими статьями, услуги по использованию коммерческих сайтов в Интернете и другие.
В документе сказано, что в 2017 году мировой экспорт услуг в сфере ИКТ составил 527 миллиардов долларов (10% глобального экспорта услуг). Доля Российской Федерации в мировом экспорте телекоммуникационных услуг составляет 1,7%, компьютерных услуг — 0,9%.
Экспорт Российской Федерации услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий составил в 2017 году 4,7 миллиарда долларов, или 8% суммарного российского экспорта услуг.
Главную роль здесь играет экспорт компьютерных услуг, объём которого в 2017 году достиг исторического максимума — 3,4 миллиарда долларов — и вырос по сравнению с 2001 годом в 35 раз, с 2005 года — почти в 9 раз. Это «основной драйвер развивающейся интеллектуально-технологической специализации Российской Федерации в торговле услугами», говорится в документе.
Отечественная индустрия программного обеспечения названа «наиболее перспективным инновационным экспортным кластером». По оценке некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения «Руссофт», в настоящее время в Российской Федерации экспортной деятельностью занимаются не менее двух тысяч софтверных компаний, или более 60% всех устойчиво работающих компаний этой отрасли.
Экспорт ПО и услуг по его разработке в 2017 году по сравнению с 2006 годом вырос в 6,2 раза, до 8,8 миллиарда долларов, что заметно больше, чем суммарные продажи авиакосмической техники и судов. Среднегодовые темпы прироста экспорта программного обеспечения за последнее десятилетие составили более 18%. По итогам 2016-2017 годов экспорт ПО российских разработчиков достигал 5% всего несырьевого, неэнергетического экспорта Российской Федерации (товары и услуги).
Если считать по реальным валютным поступлениям в страну, доля программного обеспечения составляет 3%. В данных по экспорту программного обеспечения не учитываются валютные доходы отечественных интернет-компаний (крупнейшими являются («Яндекс» и «Мейл.Ру»), которые также основаны на использовании собственного оригинального софта и коммерциализации решений на его базе.
Географическое распределение российского экспорта услуг по разработке ПО
| Страна |
Объем экспорта, млн долларов США |
| Соединенные Штаты Америки | 1103,1 |
| Федеративная Республика Германия | 264,2 |
| Ирландия | 245,0 |
| Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии | 237 |
| Республика Кипр | 215,5 |
| Швейцарская Конфедерация | 197,5 |
| Королевство Нидерландов | 97,2 |
| Республика Казахстан | 83,1 |
| Чешская Республика | 71,3 |
| Специальный административный район Гонконг | 56,7 |
| Королевство Швеция | 52,3 |
| Словацкая Республика | 48,9 |
| Республика Сингапур | 43,5 |
| Республика Белоруссия | 34,9 |
| Великое Герцогство Люксембург | 32,8 |
Экспортным потенциалом обладает российская индустрия хранения и обработки данных, предоставляющая в том числе облачные сервисы. В 2017 году объем отечественного рынка услуг по аренде пространства центра обработки данных для установки собственного оборудования составил около 17 миллиардов рублей (примерно 295 миллионов долларов), увеличившись на 14% по отношению к 2016 году.
Главными ограничениями являются регуляторные, поэтому нужны меры по либерализации и упрощению норм валютного регулирования и контроля, меры по оптимизации учета и возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте в отношении информационно-телекоммуникационных технологий компаний, упрощенные схемы отчетности перед Федеральной налоговой службой по сделкам об оказании услуг в электронной форме через Интернет, отмечается в Стратегии.
Требуется также совершенствовать финансовые меры поддержки компаний информационно-телекоммуникационных технологий с использованием механизмов факторинга в сочетании с действующими программами облегчения доступа к экспортным кредитам.
Развитию экспорта услуг в сфере ИКТ будет способствовать последовательная реализация национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», включающего модернизацию информационной инфраструктуры, создание глобально конкурентоспособной индустрии хранения и обработки данных на территории Российской Федерации, в том числе для расширения экспорта услуг дата-центров, говорится в документе.
Развитие сектора услуг в сфере ИКТ в дальнейшем будет связано с развитием облачных услуг, укреплением спроса на искусственный интеллект и новые серверы.
Увеличение экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг будет ограничиваться быстрым ростом внутреннего спроса, сохраняющейся напряженностью отношений с Западом и проблематичностью формирования в рассматриваемый период единого рынка этих услуг в рамках Евразийского экономического союза.
Основными задачами по развитию экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются:
- устранение регуляторных и административных барьеров при экспорте, связанных с валютным и налоговым регулированием, требованиями экспортного контроля;
- создание благоприятного налогового режима для российских компаний, осуществляющих поставки услуг в сфере информационнотелекоммуникационных технологий;
- создание условий для сертификации и адаптации услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий к требованиям внешних рынков;
- реализация мер информационно-промоутерской поддержки российских компаний, осуществляющих экспорт услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, включая обеспечение участия российских экспортеров в конференциях, выставках, круглых столах, помощь в подготовке и адаптации маркетинговых материалов и других.
Как отмечается в документе, в структуре мирового экспорта услуг неуклонно повышается доля высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, прирастающих по стоимости в среднем на 6-7% ежегодно, в том числе информационных услуг, услуг в сфере интеллектуальной собственности и деловых услуг.
В отраслевой структуре российского экспорта услуг в 2017 году свыше 58% приходилось на традиционные их виды — транспорт (34,3%), поездки (15,5%) и строительство (8,3%). Около 29% составляли высокотехнологичные и интеллектуальные услуги, включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту сложной техники, финансовые и страховые услуги – 3%, прочие услуги – 10%.

















