Поправки об урегулировании претензий покупателей к товарам через ЕПГУ поступили в Госдуму

437

В Госдуму поступил законопроект, который создаст правовую основу для урегулирования споров через специальный онлайн-сервис на едином портале государственных услуг (ЕПГУ).

Документ разработан правительством, ранее в марте о нём говорил премьер-министр Михаил Мишустин.

Сервис будет обеспечивать покупателю возможность обратиться в магазин и предъявить свои претензии к товару. В процессе урегулирования спора там можно подобрать альтернативу – вернуть товар, заменить его на другой или получить скидку на будущие покупки – наиболее подходящий для продавца и покупателя вариант.

Законопроект определяет техническое решение, условия, основные требования и порядок установления правил урегулирования претензий, предусмотренных законодательством в сфере защиты прав потребителей в отношении товаров (работ, услуг), приобретённых потребителем посредством сети Интернет, к изготовителю (исполнителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортёру, владельцу агрегатора). Также устанавливается перечень возможностей, которые должны быть обеспечены ЕПГУ сторонам спора.

Как сказано в пояснительной записке, необходимость создания системы механизмов онлайн-урегулирования споров вызвана, главным образом, возрастающим числом жалоб потребителей, связанных с онлайн-покупками и оказанием онлайн-услуг, необходимостью сократить издержки потребителей и государства на ведение судебной защиты нарушенных прав потребителей, издержки бизнеса на администрирование обработки и хранения претензий потребителей в бумажной форме.

В проекте федерального закона в качестве участников системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров выступают стороны потребительских споров: потребители и адресаты требований, нейтральные лица (специалисты, эксперты, медиаторы и прочие). Потенциально круг (предметные категории) потребительских споров, которые могут быть урегулированы с использованием процедур онлайн-урегулирования споров, не ограничен, говорят авторы документа.

Услуги онлайн-сервиса для потребителей будут бесплатными.

Онлайн-сервисы, как предполагается, могут быть использованы и при предъявлении требований к уполномоченным организациям в отношении товаров и услуг, произведенных иностранными компаниями.

На международном уровне идея онлайн-урегулирования споров продвигается Комиссией ООН по праву международной торговли.

Напомним, что в 2019 году был подписан закон, согласно которому жалобы на качество товаров смогут быть переданы потребителями через МФЦ, направлены в письменной форме по почте или в электронной форме, в том числе через сайт Роспотребнадзора, сайты региональных или местных органов исполнительной власти, а также через портал госуслуг.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: