Председатель правитльства Михаил Мишустин подписал распоряжение правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р, утверждающее Концепцию развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года; документ опубликован на официальном портале правовой информации в среду.
Концепция разработана в соответствии с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утверждённой указом президента РФ от 10 октября 2019 г. №490, и состоит из пяти частей:
- Общие положения (цели Концепции, цели и задачи регулирования, принципы регулирования и проблемы, а также направления регулирования).
- Общеотраслевые вопросы: оборот данных, юридическая ответственность в случае применения систем искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники (РТ), экспорт систем ИИ и РТ, страховые институты, безопасность (в том числе информационная), термины и определения в сфере ИИ и РТ, разработка международных документов в сфере ИИ и РТ.
- Отраслевые направления совершенствования регулирования применения технологий ИИ и РТ, такие как медицина, промышленность, транспорт, государственное и муниципальное управление, градостроительство, космическая деятельность и финансовое законодательство.
- Регуляторные меры для финансового стимулирования развития отрасли, в том числе механизм государственно-частного партнерства.
- Механизмы реализации концепции, способствующие созданию комфортной регуляторной среды для развития ИИ и РТ.
Концепция определяет принципы регулирования отношений, складывающихся в связи с разработкой и применением систем ИИ и РТ:
- стимулирование развития технологий ИИ и РТ регуляторными средствами как основной вектор развития регулирования в обозначенный временной период («стимулирование как основа регулирования»);
- регуляторное воздействие, основанное на риск-ориентированном, междисциплинарном подходе и предусматривающее принятие ограничительных норм в случае, если применение технологий ИИ и РТ несёт объективно высокий риск причинения вреда участникам общественных отношений, правам человека и интересам общества и государства;
- расширение применения инструментов урегулирования и саморегулирования, формирование кодексов (сводов) этических правил разработки, внедрения и применения технологий ИИ и РТ;
- человеко-ориентированный подход, предусматривающий, что конечной целью развития технологий ИИ и РТ, направляемого посредством регуляторного воздействия, является обеспечение защиты гарантированных российским и международным законодательством прав и свобод человека и повышение благосостояния и качества жизни граждан;
- оценка воздействия технологий и систем ИИ и РТ на все сферы жизни человека, общества и государства, основанная на научно выверенных исследованиях с подключением широкого круга учёных;
- обеспечение баланса интересов разработчиков, потребителей и иных лиц в сфере ИИ и РТ, а также определение границ их ответственности за возможные негативные последствия использования технологий ИИ и РТ;
- технологический суверенитет, предусматривающий обеспечение необходимого уровня независимости РФ в области ИИ и РТ с учётом государственной политики в сфере развития информационных технологий и импортозамещения;
- поддержка конкуренции, предусматривающая обеспечение равных для всех, включая предприятия малого и среднего бизнеса, возможностей для применения экспериментальных правовых режимов и мер государственной поддержки, а также для доступа к необходимым в целях разработки систем ИИ и РТ данным из государственных и муниципальных информационных систем;
- оценка при разработке нормативных правовых актов и иных документов в сфере ИИ и РТ социально-экономических последствий и рисков в условиях постоянного развития технологий, учет как положительного, так и отрицательного международного опыта регулирования;
- обязательность обоснованной оценки при применении ИИ и РТ рисков причинения вреда жизни и здоровью человека, реализации угроз обороне страны и безопасности государства и принятие мер, направленных на минимизацию таких рисков и угроз.
Развитие технологий должно основываться на базовых этических нормах и предусматривать:
- приоритет благополучия и безопасности человека, защиты его основополагающих прав и свобод;
- запрет на причинение вреда человеку по инициативе систем ИИ и РТ;
- подконтрольность человеку (в той мере, в которой это возможно с учётом требуемой степени автономности систем ИИ и РТ, и иных обстоятельств);
- проектируемое соответствие закону, в том числе требованиям безопасности (применение систем ИИ не должно с ведома для разработчика приводить к нарушению правовых норм);
- недопущение противоправной манипуляции поведением человека.