Сегодня Еврокомиссия публикует «стратегию единого цифрового рынка». Речь идёт о цифровом суверенитете Старого света в условиях, когда трансграничный бизнес иностранных (читай: американских) интернет-компаний непосредственно влияет на экономику европейских стран, но при этом не подлежит регулированию в Европе.
Для изменения ситуации в 2015 году Еврокомиссия начнёт изучение деятельности Amazon, Google, Facebook, Booking.com и других интернет-компаний в Европе на предмет прозрачности их бизнеса и процедур обработки персональных данных европейцев. Позднее, но не позже 2017 года будет создан единый для всего Евросоюза регулирующий орган, задача которого – исключить риски для экономики Европы, возникающие из-за доминирующего положения на рынке и неподотчётности Еврокомиссии американских интернет-компаний.
Решение Еврокомиссии подготовлено, в частности, продолжающимися длительное время обсуждениями проблемы в экспертном сообществе. Один из экспертов, который не первый год отстаивает идею европейского сопротивления иностранной цифровой экспансии – Пьер Беланже (Pierre Bellanger). Он создатель и владелец французской радиостанции Skyrock и французской социальной сети skyrock.com. В прошлом году вышла его книга «Цифровой суверенитет».
Два месяца назад Беланже в интервью кратко изложил аргументы в пользу идеи «цифровая революция должна иметь целью цифровой суверенитет».
По мнению Беланже, сегодня «мы теряем контроль над нашей жизнью в компьютерных сетях», следствием чего станет «потеря контроля над нашей республикой, свободой, частной жизнью, интеллектуальной собственностью и экономикой». Реализуется ли такая угроза? Это вопрос цифрового суверенитета. Компьютерные сети сродни земле, морю, воздуху и космосу. Интернет даёт невиданные возможности экономического развития (экономика стала информационной, Беланже приводит подтверждающий это пример: треть топлива в городах автомобиль сжигает, когда его хозяин ищет место для парковки), и этими возможностями надлежит пользоваться самостоятельно, устанавливая в своём сегменте Сети свои суверенные правила.
Без этого стране нельзя контролировать результаты труда её собственных граждан. В примере с топливом плату за информацию о свободных местах для парковки получит онлайн-сервис, и если он будет вне национальной экономики, она упустит выгоду от инновации, если не целиком, то в значительной мере. Инструменты регулирования деятельности транснациональных IT-компаний во Франции (Беланже не говорит о единой Европе – ред.) традиционны: налоги и административные ограничения.
Сегодня Франции нужна неотложная помощь, чтобы остановить «кровотечение данных». Информация о пользователе социальных сетей сегодня настолько полна, что позволяет узнать о человеке не только его платёжеспособность, но и состояние его здоровья, даже прогнозировать время его жизни. Такие данные не могут принадлежать одной компании. Их следует объявить национальным, общественным достоянием и защищать, как защищают национальное достояние. Это предотвратит цифровой грабёж, имеющий место ныне.
Собственная операционная система – условие цифрового суверенитета страны, утверждает Беланже.
В России, заметим, попытки создания своей ОС – неубедительные и безуспешные – предпринимались не раз. Последняя по времени – в 2012 году, тогда было запланировано создание Национальной программной платформы(НПП). НПП, разработка которой задумывалась с использованием открытых кодов, определяли как «организационно-техническую систему, включающую в себя персонал, IT-инфраструктуру, регламенты и предназначенную для управления жизненным циклом типовых проектных решений для органов государственной власти». План создания НПП не выполнен.
Не получилось создать операционную систему не только у государства, но и у компаний. Сообщение о том, что «Яндекс» отказывается от разработки мобильной платформы, пришло не далее как сегодня.
















