Об итогах цифровизации в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока в 2019 году

2647

Об авторе: Данил Валинуров, начальник информационной сети Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ

Анализ работы по развитию цифровых технологий в администрациях муниципальных образований (МО) Сибири и Дальнего Востока в 2019 году выполнен на основе данных 34 муниципалитетов.

Перечень основных работ, которые выполнялись в муниципалитетах в 2018-2019 гг., представлен в таблице 1.

Из таблицы видно, что в 2019 году основные направления работ по развитию цифровых технологий в муниципалитетах по сравнению с 2018 годом существенных изменений не претерпели. Качественный скачок показателей произошёл по двум направлениям работ:

  • более чем в три раза увеличилось количество муниципалитетов, которые внедряли и модернизировали муниципальные информационные системы;
  • более половины муниципалитетов работали над реализацией элементов проекта «Умный город».

Таблица 1

Мероприятия Кол-во МО, (в %)
2018 2019
1. Развитие информационной инфраструктуры органов местного самоуправления. В том числе: 72 79,41
1.1.               Модернизация корпоративных сетей передачи данных (КСПД), локальных вычислительных сетей (ЛВС), центров обработки данных (ЦОД), включая замену серверного и коммуникационного оборудования, рабочих станций, увеличение рабочих мест и переход на современные технологии управления корпоративной сетью. 56 70,59
1.2. Обеспечение информационной безопасности (ИБ) органов местного самоуправления: аттестация муниципальных информационных систем по информационной безопасности, антивирусная защита и защита от внешних вторжений, защита персональных данных, оргмероприятия по обеспечению ИБ и т.д. 53 64,71
1.3. Развитие системы электронного документооборота и делопроизводства (увеличение количества пользователей, интеграция с РОИВ и СМЭВ, обеспечение юридически значимости электронных документов и др.). 53 33,33
2. Развитие электронных сервисов и муниципальных услуг для жителей и организаций: специализированные геоинформационные порталы для обеспечения информационного взаимодействия между администрацией и жителями, модернизация официальных сайтов, расширение перечня муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде и т.д. 56 76,47
3. Внедрение и развитие муниципальных информационных систем. 22 73,53
4. Реализация элементов проекта «Умный город». 58,82

1. Развитие информационной инфраструктуры

В плане развития информационной инфраструктуры органов местного самоуправления (ОМСУ) выполнены традиционные работы: модернизация КСПД, ЛВС, ЦОД, включая замену серверного и коммуникационного оборудования, рабочих станций, увеличение рабочих мест и переход на современные технологии управления корпоративной сетью, обеспечение информационной безопасности и т.д. В перечне работ, выполненных для развития информационной инфраструктуры, есть отдельные пункты, опыт реализации которых заслуживает внимания:

  • в Барнауле рабочие станции сотрудников администрации города модернизированы путём замены жестких магнитных дисков твердотельными носителями данных;
  • в Сургуте создан корпоративный облачный сервис для работы с муниципальными информационными ресурсами;
  • в Иркутске, Норильске, Петропавловске-Камчатском внедрены автоматизированные системы мониторинга и инвентаризации оборудования муниципальной информационной инфраструктуры, автоматизированы процессы управления и сервисного обслуживания оборудования;
  • в Омске создан контакт-центр для обращения жителей на «Горячую линию по тарифам и ЖКХ»;
  • в администрации Якутска организовано проведение видеотрансляции в Интернете еженедельного планерного совещания главы города с главами структурных подразделений.

2. Электронные сервисы и муниципальные услуги

Развитие электронных сервисов и муниципальных услуг для жителей и организаций в 2019 году стало одним из основных направлений работ муниципалитетов. В частности:

  • с целью увеличения информационного наполнения разделов, а также интеграции с региональными порталами государственных услуг и Единой системой идентификации и аутентификации проведена модернизация официальных сайтов и единых информационных порталов в Ангарске, Барнауле, Губкинском, Кемерово, Комсомольске-на-Амуре, Новоалтайске, Новосибирске, Северске, Улан-Удэ, Ханты-Мансийске, Чите, Шелехове;
  • дальнейшие развитие получили муниципальные веб-ресурсы «Мой Новосибирск», «Мой Сургут», «Наш Комсомольск», «Бизнес-навигатор Наукограда» (Бийск), «Активный горожанин» (Улан-Удэ, Шелехов), «Нам по пути» (Петропавловск-Камчатский), сервис по рейтинговому голосованию в сфере городского хозяйства (Ханты-Мансийск), «Ритуал» (Сургут);
  • увеличено количество оказываемых жителям и организациям муниципальных услуг в электронной форме, а также расширено применение муниципальных информационных систем и СМЭВ при их оказании в Абакане, Барнауле, Губкинском, Зиме, Кемерово, Комсомольске-на-Амуре, Красноярске, Надымском районе, Новосибирске, Оби, Хабаровске, Ханты-Мансийске, Чите, Якутске.

С точки зрения развития электронных сервисов заслуживают внимания внедрение «Электронной карты жителя» в Сургуте, сервиса «После уроков» в Ангарске и развитие «Электронного магазина» (организация поставки товаров и услуг для муниципальных нужд) в Омске.

Сервис «Активный горожанин» Улан-Удэ был удостоен диплома 11-го международного смотра-конкурса городских практик «Город, где хочется жить». Министерство строительства Российской Федерации в 2019 году рекомендовало улан-удэнский сервис «Активный горожанин» к тиражированию в других регионах страны в рамках проекта «Умный город».

В Хабаровске внедрены 12 дополнительных электронных услуг и сервисов для жителей в сферах культуры, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства, дорожной деятельности, транспортного обслуживания, регулирования предпринимательской деятельности.

В Сибири и Дальнем Востоке количество органов местного самоуправления, которые внедрили и модернизировали информационные системы в муниципальном управлении, в 2019 году увеличилось до 76,57% от общего числа (2018 году было 22,22%).

Провели модернизацию и внедрили геоинформационные системы в сфере земельно-имущественных отношений, строительстве, ЖКХ, торговли в городах Абакане, Барнауле, Благовещенске, Губкинском, Кемерово, Комсомольске-на-Амуре, Красноярске, Магадане, Новосибирске, Омске, Петропавловск-Камчатском, Сургуте, Хабаровске, Чите, Якутске.

В сфере школьного и дошкольного образования внедрены региональные информационные системы и базы данных в городах Оби («Одарённые дети», «Электронный детский сад», «Электронная школа», «Педагогические кадры»), Чите («Электронный дневник и электронный журнал успеваемости»), Кемерово (мобильное приложение «Школьное питание»).

Расширена эксплуатация государственных информационных систем в Благовещенске, Дудинке, Оби, Уссурийске.

В Омске успешно реализован проект «Система учета административных правонарушений», который позволяет наименьшими трудозатратами оформить документацию о правонарушениях, в конечном счете, увеличить поступление финансовых средств в муниципальный бюджет. В Комсомольске-на-Амуре решили непростую задачу разработки и внедрения комплексной системы оперативного оформления выплат жителям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. В Барнауле внедрена информационная система «Гражданские дела» для юридической службы администрации города.

3. Реализация подсистем проекта «Умный город»

В перечне работ, выполненных с применением цифровых технологий, в 2019 году достойное место заняло внедрение подсистем проекта «Умный город». В данном направлении работали 58,82% от общего количества муниципальных образований, представивших данные, и были реализованы:

  • информационные системы, обеспечивающие электронное взаимодействие с гражданами (32,35%) в городах Абакан, Иркутск, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский, Улан-Удэ, Ханты-Мансийск, Шелехов, Якутск;
  • подсистемы «Умный транспорт» (24,24%) в городах Братск, Иркутск, Кемерово, Сургут, Томск, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чита;
  • программно-технические комплексы «Безопасный город», включая системы интеллектуального видеонаблюдения (17,65%) в городах Губкинский, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Сургут, Ханты-Мансийск;
  • геопорталы, обеспечивающие реализацию подсистем проекта «Умный город» (17,65%) — Благовещенск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Томск, Якутск;
  • подсистемы ЖКХ (ИС «Отходы», энергоэффективные технологии, системы экомониторинга) в городах Иркутск, Кемерово, Сургут, Ханты-Мансийск.

В Сургуте проведены работы по созданию «Цифрового двойника» как основы для реализации подсистем «Умный город».

4. Импортозамещение

В 2019 году не проводили работу по переходу на отечественное программное обеспечение 70,56% опрошенных муниципальных образований. Это в первую очередь связано с тем, что большинство государственных информационных систем работают под импортной операционной системой, и сложно подобрать рабочие места, где весь необходимый функционал был бы реализован на базе отечественного программного обеспечения. Несмотря на это обстоятельство, в администрациях городов Абакана, Барнаула, Братска, Северска выполнены работы по частичному переводу сотрудников на отечественные информационно-коммуникационных технологии. В том числе:

  • доработаны прикладные программы для обеспечения их совместимости с отечественными офисными программами;
  • созданы рабочие места с отечественной операционной системой;
  • переведено управление информационной сетью на базе отечественных программных средств и свободного программного обеспечения;
  • реализован пилотный проект по переходу на отечественное программное обеспечение;
  • проведено обучение сотрудников к работе с отечественным программным обеспечением.

5. Передовые практики

В качестве передового опыта заслуживают внимания следующие примеры внедрения информационных технологий в городах-членах АСДГ:

  • Барнаул — пилотный проект импортозамещения на типовом рабочем месте муниципального служащего;
  • Красноярск — перенос официального сайта администрации города Красноярска на отечественную платформу;
  • Омск — внедрение информационной системы «Мой дом», создание подвижного пункта управления для организации работ на месте чрезвычайной ситуации с применением информационно-коммуникационных технологий;
  • Томск — трёхмерная карта города.

6. Финансирование развития сферы муниципальной цифровизации

Информация об объеме финансирования сферы информатизации в 2017–2019 годах, о плане финансирования на 2020 год, об объеме финансирования в расчете на 1 жителя представлена в таблице 2.

Об итогах цифровизации в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока в 2019 году

Необходимо отметить, что в 2019 году финансирование, полученное службами информатизации, в 50% муниципалитетах превысило плановые показатели, утверждённые к началу года. Фактическое финансирование информатизации в представивших данные муниципалитетах превысило плановые показатели более чем на 140 миллионов рублей.

Средний показатель финансирования на одного жителя в 2019 году по представленным в таблице данным составил 103,61 рубля.

7. Задачи на 2020 год

Задачи, над решением которых предстоит работать в 2020 году, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Мероприятия

Кол-во МО,
(в %)

1. Развитие IT-инфраструктуры 65
2. Обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных 56
3. Развитие системы электронного документооборота, её интеграция с системами электронного документооборота федеральных и региональных органов власти, перевод на отечественное программное обеспечение 53
4. Развитие официального сайта, создание и развитие специализированных веб сервисов для жителей и организаций МО 47
5. Реализация подсистем проекта «Умный город» 38
6. Импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий 32
7. Внедрение и развитие муниципальных информационных систем 29
8. Развитие сервисов по оказанию муниципальных услуг в электронной форме 18
9. Организация обучения работе с современными информационно-коммуникационными технологиями 15

8. Предложения по усовершенствованию организации работ в сфере внедрения цифровых технологий в органы власти

С точки зрения специалистов органов местного самоуправления для усовершенствования организации работ в сфере развития цифровых технологий в деятельности органов власти необходимо:

  • усовершенствовать государственные информационные системы, которые задействованы в решении задач муниципального управления (обеспечить их стабильную работу, упростить технологию доступа к данным, повысить качество и оперативность технического сопровождения при их эксплуатации, унификация программных интерфейсов и т.д.);
  • разработать ГОСТ для регламентирования процедуры подготовки, передачи, хранения и архивирования документов в электронном виде, включая форматы представления текста и других данных, шрифты для их отображения, процедур подтверждения электронных подписей и т.д.;
  • включать в реестр российского программного обеспечения только те программные продукты, которые совместимы с отечественными операционными системами.

9. Актуальные темы для обсуждений в 2020 году

Для решения задач, стоящих перед органами местного самоуправления в сфере информатизации, специалисты 85% муниципальных образований считают, что необходимо совместное обсуждение проблем и поиска их решений на конференциях, семинарах-совещаниях, вебинарах АСДГ, а также на региональных и федеральных мероприятиях.

Самой актуальной темой для обсуждения в 2020 году 47% специалистов считают переход на отечественные информационно–коммуникационные технологии. К актуальным темам относится также реализация проекта «Умный город» и вопросы цифровой экономики на муниципальном уровне (поддерживают 44% ответивших), 24% – предлагают обсудить информационную безопасность. Для обсуждения на мероприятиях АСДГ также предложены темы:

  • интеграция информационных систем между собой и с государственными информационными системами (15%),
  • вопросы внедрения и эксплуатации информационных технологий: внедрение проектного управления, применение информационных технологий для повышения уровня открытости муниципалитета, повышение доли граждан, получающих муниципальные услуги в электронной форме,
  • стандартизация форматов документов для межведомственного взаимодействия и т.д.

10. Мероприятия секция АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» в 2019 году

В 2019 году секция АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» провела два мероприятия:

  1. Конференция АСДГ «Развитие и внедрение инструментов цифровой экономики в практику муниципальной службы», которая состоялась 8-9 февраля 2019 г. в Омске. Материалы конференции размещены на сайте АСДГ.
  2. Конференция АСДГ «Проект «Умный город». Муниципальные аспекты», которая состоялась 10-11 октября 2019 г. в Барнауле. Материалы конференции размещены на сайте АСДГ.

Конференция АСДГ «Развитие и внедрение инструментов цифровой экономики в практику муниципальной службы» стала ключевым мероприятием, где прошло обсуждение места и роли муниципальных образований в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также готовности к решению вопросов, поставленных национальной программой перед муниципалитетами. С анализом национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с позиции роли муниципалитетов в создании и применении инструментов цифрового актива для эффективного управления городами выступил руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов. Во время работы конференции было представлено 16 докладов руководителей IT-подразделений администраций сибирских и дальневосточных городов, приглашенных экспертов, представителей разработчиков и поставщиков услуг.

В работе конференции приняли участие 41 представитель из Абакана, Ангарска, Барнаула, Горно-Алтайска, Железногорска, Екатеринбурга, Кемерово, Кургана, Москвы, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Уссурийска, Усть-Илимска, Хабаровска, Якутска.

На конференции АСДГ «Проект «Умный город». Муниципальные аспекты», которая прошла 10-11 октября в Барнауле, приняли участие 79 представителей из 33 муниципальных образований. В том числе, из городов Абакана, Ангарска, Ачинска, Барнаула, Бийска, Горно-Алтайска, Владивостока, Гурьевска, Дудинки, Железногорска, Екатеринбурга, Иркутска, Краснодара, Красноярска, Кызыла, Междуречинска, Мирнинского района, Москвы, Новокузнецка, Новосибирска, Норильска, Омска, Петропавловск-Камчатска, Салехарда, Санкт-Петербурга, Северска, Стрежевого, Тюмени, Уссурийска, Усть-Илимска, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Якутска.

Конференция в целом была посвящена проблемам межотраслевой интеграции подсистем проекта «Умный город».

В итоговом документе участники конференции отметили следующие факторы, препятствующие реализации проекта в муниципалитетах:

  1. Подсистемы (эксплуатируемые и предлагаемые к внедрению) проекта «Умный город» между собой не интегрированы. В связи с этим возникает многократное дублирование данных, высокая суммарная стоимость внедрения и эксплуатации отраслевых информационных систем, неудобный пользовательский интерфейс для пользователей различных отраслей и т.д. В настоящее время в органах местного самоуправления эксплуатируются десяток государственных и муниципальных информационных систем с одинаковым функционалом и повторяющимися составами БД. Подсистемы «Умного города» дают существенную добавку к трудоёмкости ведения информационных систем в муниципалитете без экономической отдачи для органах местного самоуправления.
  2. Ряд подсистем, такие как «Транспорт», «Энергоснабжение», «Туризм», охватывают как региональный, так и муниципальный уровни. В связи с этим возникает проблема разделения полномочий при их эксплуатации на территориях муниципальных образований. Специалисты разных уровней власти должны работать в рамках общих задач, в которых сложно разделить границы ответственности из-за отсутствия нормативной базы.
  3. Проект «Умный город» охватывает различные отрасли городского хозяйства и социальной сферы. В связи с этим возникает проблема подготовки как высшего управленческого звена, так и специалистов для реализации проекта «Умный город» в муниципалитете, что требует специальных знаний предмета в различных отраслях и направлениях деятельности муниципалитета, а также высокоорганизованного межотраслевого взаимодействия. Участники конференции отметили, что ведомственную разобщённость можно устранить путем постоянной совместной работы всех специалистов, подключённых к реализации проекта в составе рабочей группы, в связи с чем существует острая необходимость в наработке и распространении соответствующих практик.

На конференции были обсуждены актуальные вопросы и определены перспективные направления развития проекта «Умный город» на муниципальном уровне.

11. Публикации членов секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления»

Членами секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» в 2019 году опубликованы 17 статьей и аналитических материалов о состоянии и проблемах муниципальной информатизации. На страницах сайта Экспертного центра электронного государства опытом внедрения в муниципальное управление цифровых технологий и их эксплуатации поделились представители муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока: Вековшинин Е.Л. (Владивосток), Делюкин Е.В. (Барнаул), Жураковский Л.В. (Южно-Сахалинск), Заброденко Н.А., Зуев Е.А. (Абакан), Катунин И.Н. (Омск), Ломакова О.С. (Братск), Максимчук П.А. (Ханты-Мансийск), Пустынникова О.А. (Хабаровск), Рысухин Е. И. (Губкинский), Семенов А.П. (Якутск), Сеченов А.Г. (Северск), Уханов С.В. (Комсомольск-на-Амуре). В журналах, посвященных практике муниципального управления в России, и на страницах специализированных сайтов опубликованы материалы Валинурова Д.Л. (исполнительная дирекция АСДГ) и Губова А.Ю. (Иркутск) об итогах и перспективе развития цифровых технологий в муниципальных образованиях.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: