В настоящее время мониторинг медиаресурсов в сети Интернет является одним из наиболее эффективных способов прогнозирования таких событий, как протестные акции, террористический акт или межнациональный конфликт.
Для манипуляции общественным сознанием сейчас используется в основном Интернет. Именно им пользуется наиболее социально и политически активная часть населения. Всего за пару дней в Интернете можно раскрутить любую информацию или дезинформацию.
По разным данным, до 80% россиян, использующих Интернет, посещают социальные сети, в них зарегистрировано более 140 миллионов пользователей.
В связи с этим перед Федеральным агентством по делам национальностей была поставлена задача по созданию эффективной системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Для обеспечения мониторинга состояния общества в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на основе информации, циркулирующей в сети Интернет, на определенной территории, в целях реализации положений «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной указом президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 ФАДН России в 2015 году запустило в эксплуатацию Систему мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Основной ее задачей является осуществление поддержки принятия управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики на всех уровнях государственной власти РФ – федеральном, региональном и муниципальном — с помощью постоянного мониторинга источников в сети Интернет на основе создания единого информационного пространства.
Оператором ГИС «Система мониторинга состояния общества в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений» является ФАДН.
Система мониторинга состоит из федерального сегмента и сегментов системы мониторинга субъектов Российской Федерации. Работа над развитием функциональности регионального сегмента Системы является одной и самых важных задач каждого субъекта РФ.
Агентством по внутренней политике Камчатского края в 2015 году были проведены работы по организации технологического присоединения доступа и настройке Системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций под специфику деятельности органов исполнительной власти Камчатского края в сфере национальной политики.
Был создан региональный сегмент Системы Камчатского Края.
В результате к Системе мониторинга были подключены все органы местного самоуправления, выполнены региональные настройки.
Для запуска регионального сегмента Системы мониторинга в промышленную эксплуатацию в каждом органе местного самоуправления были назначены и обучены ответственные специалисты, в задачу которых включалась работа с системой мониторинга по своему ОМСУ, своевременное наполнение ее данными и направление отчетных материалов.
В ходе эксплуатации Системы мониторинга в 2016 году в региональном сегменте был сформирован перечень необходимых задач для ее развития.
Одной из основных задач для повышения точности прогнозов Системы мониторинга на региональном и муниципальном уровнях является актуализация загруженных данных в систему мониторинга, которыми располагают органы исполнительной власти — как регионального уровня, так и федерального.
Актуализация данных должна достигаться за счет систематической автоматизированной загрузки оперативных данных в систему мониторинга, которые поступают в агентство по внутренней политике Камчатского края в виде различных отчетов.
Упорядочивание информации, поступающей от органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, должно достигаться за счет реализации дополнительных функциональных возможностей подсистемы «Загрузка данных» в систему мониторинга.
Путем консультаций со специалистами в сфере IT в регионе и оценки возможностей автоматизированной поставки данных были выбраны в качестве направления следующие поставщики:
- министерство территориального развития Камчатского края;
- администрация Корякского округа;
- органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае;
- министерство здравоохранения Камчатского края;
- министерство образования и молодежной политики Камчатского края.
В перспективе — организация доступа в Систему агентству по делам архивов Камчатского края, управлению министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю).
Проведя мониторинг кластеров информации, которые могут представлять вышеперечисленные органы государственной власти, их периодичности, возможности получения в защищенном автоматизированном режиме и значимости этой информации для мониторинга состояния общества в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, были определены индикаторы напряженности и выбраны следующие показатели:
- отчет №1 «Демографическая ситуация в Камчатском крае» приложение №1 к докладу, форма отчета); поставщик — Минздрав Камчатского края;
- отчет №2 «Обеспеченность местами в детский сад граждан, нуждающихся в предоставлении места в детском саду по достижению двух лет» (приложение №1 к докладу, форма отчета); поставщики — органы местного самоуправления.
В 2016 году в рамках развития регионального сегмента Системы нами были проведены работы по реализации дополнительных функциональных возможностей подсистемы «Загрузка данных» в систему мониторинга.
Реализованные отчеты в ходе проведения оперативного наблюдения позволяют оценивать ситуацию в Камчатском крае и обеспеченность местами в детский сад граждан, нуждающихся в предоставлении места в детском саду по достижению двух лет, и, в случае выявления точек напряженности, оперативно принимать управленческие решения.
Наш опыт показывает, что наличие анализа данной ситуации влияет на решения органов местного самоуправления для планирования строительства дошкольных организаций в тех или иных населенных пунктах.
Мониторинг отчетности по демографической ситуации привлек внимание органов государственной власти тем, что вопросы по рождаемости, смертности, заболеваемости рассматриваются не по медицинским организациям, а по муниципальным образованиям. В связи с чем корректируются программы по привлечению медицинских кадров в те или иные населенные пункты.
Одной из ключевых функций системы мониторинга является анализ электронных СМИ.
В 2017 году мы столкнулись с необходимостью регулировать задачи анализа СМИ по индексу доверия к ним, с целью недопущения ложных сработок по «фейковым» новостям.
Был заключен контракт на реализацию дополнительного функционала регионального сегмента Системы при работе с темами оперативного и постоянного наблюдения, где реализуются следующие возможности.
Рядом с источником отображается индекс доверия к источнику в виде цветного маркера.
Индекс доверия к источнику информации соотносится по цветовой шкале следующим образом:
№ п./п. | Наименование индекса | Цвет индекса |
1. | Полностью доверяю источнику | Зеленый |
2. | В основном доверяю | Салатовый |
3. | Нет оценки | Синий |
4. | В основном не доверяю | Оранжевый |
5. | Не доверяю | Красный |
Таким образом, у нас появилась возможность отмечать индекс доверия к источнику информации (СМИ) в режиме реального времени.
Для последующего анализа и оценки источников информации по индексу доверия были разработаны следующие отчеты:
- отчет доверия к источнику (источникам) за период за месяц, год по месяц, год (приложение №1 к докладу, форма отчета);
- отчет доверия к источникам информации (приложение №1 к докладу, форма отчета).
Система мониторинга на протяжении двух лет позволяет АВП КК оперативно наблюдать за ситуацией в регионе в разрезе муниципальных образований, владеть ситуацией в информационном поле СМИ Камчатского края, а также оценивать общественно-политическую ситуацию в целом.
Для развития системы мониторинга на будущее хочется, чтобы осуществлялся комплексный подход к ее развитию и модернизации.
Нами отмечается наличие межведомственных барьеров для автоматизированного наполнения Системы мониторинга данными из ведомственных, закрытых систем, которые необходимы в деперсонифицированном, емкостном виде. Получать необходимую информацию региональным ОИВ от федеральных ОИВ путем интеграции информационных систем практические невозможно, (СМЭВ используется только для оказания услуг, а технологически ее можно было бы использовать и для обмена данными). Кроме того, осуществить развитие системы мониторинга за счет региональных бюджетов достаточно накладно, хотя доработки могут использоваться всеми регионами.
Хочется надеяться, что в результате реализации постановления правительства РФ от 28 октября 2017 №1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций» Система продолжит свое развитие и позволит решить ряд проблем, в том числе по автоматизированной поставке данных от ОИВ, обеспечивая их актуальность.
Надеемся на продолжение работы по централизованной модернизации и развитие Системы мониторинга, что позволит регионам принимать оперативные, взвешенные решения в сфере национальной политики.
Об авторах:
- Оксана Машлыкина, начальник отдела мониторинга национальной политики и общественных отношений Агентства по внутренней политике Камчатского края
- Анатолий Шевчук, интеграция информационных технологий (И.П. Шевчук А.Е.).