О системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в Камчатском крае

В настоящее время мониторинг медиаресурсов в сети Интернет является одним из наиболее эффективных способов прогнозирования таких событий, как протестные акции, террористический акт или межнациональный конфликт.

Для манипуляции общественным сознанием сейчас используется в основном Интернет. Именно им пользуется наиболее социально и политически активная часть населения. Всего за пару дней в Интернете можно раскрутить любую информацию или дезинформацию.

По разным данным, до 80% россиян, использующих Интернет, посещают социальные сети, в них зарегистрировано более 140 миллионов пользователей.

В связи с этим перед Федеральным агентством по делам национальностей была поставлена задача по созданию эффективной системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.

Для обеспечения мониторинга состояния общества в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на основе информации, циркулирующей в сети Интернет, на определенной территории, в целях реализации положений «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной указом президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 ФАДН России в 2015 году запустило в эксплуатацию Систему мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.

Основной ее задачей является осуществление поддержки принятия управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики на всех уровнях государственной власти РФ – федеральном, региональном и муниципальном — с помощью постоянного мониторинга источников в сети Интернет на основе создания единого информационного пространства.

Оператором ГИС «Система мониторинга состояния общества в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений» является ФАДН.

Система мониторинга состоит из федерального сегмента и сегментов системы мониторинга субъектов Российской Федерации. Работа над развитием функциональности регионального сегмента Системы является одной и самых важных задач каждого субъекта РФ.

Агентством по внутренней политике Камчатского края в 2015 году были проведены работы по организации технологического присоединения доступа и настройке Системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций под специфику деятельности органов исполнительной власти Камчатского края в сфере национальной политики.

Был создан региональный сегмент Системы Камчатского Края.

В результате к Системе мониторинга были подключены все органы местного самоуправления, выполнены региональные настройки.

Для запуска регионального сегмента Системы мониторинга в промышленную эксплуатацию в каждом органе местного самоуправления были назначены и обучены ответственные специалисты, в задачу которых включалась работа с системой мониторинга по своему ОМСУ, своевременное наполнение ее данными и направление отчетных материалов.

В ходе эксплуатации Системы мониторинга в 2016 году в региональном сегменте был сформирован перечень необходимых задач для ее развития.

Одной из основных задач для повышения точности прогнозов Системы мониторинга на региональном и муниципальном уровнях является актуализация загруженных данных в систему мониторинга, которыми располагают органы исполнительной власти — как регионального уровня, так и федерального.

Актуализация данных должна достигаться за счет систематической автоматизированной загрузки оперативных данных в систему мониторинга, которые поступают в агентство по внутренней политике Камчатского края в виде различных отчетов.

Упорядочивание информации, поступающей от органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, должно достигаться за счет реализации дополнительных функциональных возможностей подсистемы «Загрузка данных» в систему мониторинга.

Путем консультаций со специалистами в сфере IT в регионе и оценки возможностей автоматизированной поставки данных были выбраны в качестве направления следующие поставщики:

  • министерство территориального развития Камчатского края;
  • администрация Корякского округа;
  • органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае;
  • министерство здравоохранения Камчатского края;
  • министерство образования и молодежной политики Камчатского края.

В перспективе — организация доступа в Систему агентству по делам архивов Камчатского края, управлению министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю).

Проведя мониторинг кластеров информации, которые могут представлять вышеперечисленные органы государственной власти, их периодичности, возможности получения в защищенном автоматизированном режиме и значимости этой информации для мониторинга состояния общества в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, были определены индикаторы напряженности и выбраны следующие показатели:

  • отчет №1 «Демографическая ситуация в Камчатском крае» приложение №1 к докладу, форма отчета); поставщик — Минздрав Камчатского края;
  • отчет №2 «Обеспеченность местами в детский сад граждан, нуждающихся в предоставлении места в детском саду по достижению двух лет» (приложение №1 к докладу, форма отчета); поставщики — органы местного самоуправления.

В 2016 году в рамках развития регионального сегмента Системы нами были проведены работы по реализации дополнительных функциональных возможностей подсистемы «Загрузка данных» в систему мониторинга.

Реализованные отчеты в ходе проведения оперативного наблюдения позволяют оценивать ситуацию в Камчатском крае и обеспеченность местами в детский сад граждан, нуждающихся в предоставлении места в детском саду по достижению двух лет, и, в случае выявления точек напряженности, оперативно принимать управленческие решения.

Наш опыт показывает, что наличие анализа данной ситуации влияет на решения органов местного самоуправления для планирования строительства дошкольных организаций в тех или иных населенных пунктах.

Мониторинг отчетности по демографической ситуации привлек внимание органов государственной власти тем, что вопросы по рождаемости, смертности, заболеваемости рассматриваются не по медицинским организациям, а по муниципальным образованиям. В связи с чем корректируются программы по привлечению медицинских кадров в те или иные населенные пункты.

Одной из ключевых функций системы мониторинга является анализ электронных СМИ.

В 2017 году мы столкнулись с необходимостью регулировать задачи анализа СМИ по индексу доверия к ним, с целью недопущения ложных сработок по «фейковым» новостям.

Был заключен контракт на реализацию дополнительного функционала регионального сегмента Системы при работе с темами оперативного и постоянного наблюдения, где реализуются следующие возможности.

Рядом с источником отображается индекс доверия к источнику в виде цветного маркера.

Индекс доверия к источнику информации соотносится по цветовой шкале следующим образом:

№ п./п. Наименование индекса Цвет индекса
1. Полностью доверяю источнику Зеленый
2. В основном доверяю Салатовый
3. Нет оценки Синий
4. В основном не доверяю Оранжевый
5. Не доверяю Красный

Таким образом, у нас появилась возможность отмечать индекс доверия к источнику информации (СМИ) в режиме реального времени.

Для последующего анализа и оценки источников информации по индексу доверия были разработаны следующие отчеты:

  • отчет доверия к источнику (источникам) за период за месяц, год по месяц, год (приложение №1 к докладу, форма отчета);
  • отчет доверия к источникам информации (приложение №1 к докладу, форма отчета).

Система мониторинга на протяжении двух лет позволяет АВП КК оперативно наблюдать за ситуацией в регионе в разрезе муниципальных образований, владеть ситуацией в информационном поле СМИ Камчатского края, а также оценивать общественно-политическую ситуацию в целом.

Для развития системы мониторинга на будущее хочется, чтобы осуществлялся комплексный подход к ее развитию и модернизации.

Нами отмечается наличие межведомственных барьеров для автоматизированного наполнения Системы мониторинга данными из ведомственных, закрытых систем, которые необходимы в деперсонифицированном, емкостном виде. Получать необходимую информацию региональным ОИВ от федеральных ОИВ путем интеграции информационных систем практические невозможно, (СМЭВ используется только для оказания услуг, а технологически ее можно было бы использовать и для обмена данными). Кроме того, осуществить развитие системы мониторинга за счет региональных бюджетов достаточно накладно, хотя доработки могут использоваться всеми регионами.

Хочется надеяться, что в результате реализации постановления правительства РФ от 28 октября 2017 №1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций» Система продолжит свое развитие и позволит решить ряд проблем, в том числе по автоматизированной поставке данных от ОИВ, обеспечивая их актуальность.

Надеемся на продолжение работы по централизованной модернизации и развитие Системы мониторинга, что позволит регионам принимать оперативные, взвешенные решения в сфере национальной политики.

Об авторах:

  • Оксана Машлыкина, начальник отдела мониторинга национальной политики и общественных отношений Агентства по внутренней политике Камчатского края
  • Анатолий Шевчук, интеграция информационных технологий (И.П. Шевчук А.Е.).
Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: