О результатах работы министерства цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области за 2024 год

Об авторе: Евгений Полуянов, министр цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области

Проводная связь

В 2024 году операторами построены волоконно-оптические линии связи более чем к 30 сельским населенным пунктам. Протяжённость построенных линий связи составила порядка 800 километров. Возможность пользоваться услугами проводного доступа к сети Интернет появилась у порядка 36,5 тыс. домохозяйств.

По итогам года доля домохозяйств, имеющих возможность широкополосного доступа к сети Интернет, составила 91%. Целевое значение достигнуто.

В текущем году целевое значение данного показателя составляет 92%. Для его достижения планируется осуществить работы по строительству волоконно-оптических линий связи к не менее чем 30 сельским населенным пунктам для обеспечения широкополосным доступом к сети Интернет более 18 тыс. домохозяйств региона.

Сотовая связь

Операторами за 2024 год на территории региона построено 310 и модернизировано 570 базовых станций.

В рамках федерального проекта устранения цифрового неравенства в 2024 году на территории Ростовской области введены в эксплуатацию базовые станции в 33 населенных пунктах региона с числом жителей от 100 до 500 человек.

Услугами сотовой связи обеспечен последний населенный пункт Ростовской области, в котором такие услуги не предоставлялись – хутор Плешаковский Шолоховского района с населением 81 человек.

Работаем не только с количественными, но и с качественными показателями. В настоящее время в Ростовской области порядка 500 населенных пунктов не имеют доступа к мобильному Интернету либо его скорость недостаточно высокая.

В текущем году в целях увеличения зоны покрытия сетей сотовой связи планируется осуществить строительство не менее 40 базовых станций в сельских населенных пунктах, расположенных на территории Ростовской области.

Почтовая связь

В рамках исполнения поручения президента Российской Федерации с 2022 года АО «Почта России» отремонтированы 227 сельских отделений почтовой связи, из них 30 отделений – в 2024 году.

Геоинформационная система Ростовской области

Геоинформационная система Ростовской области внедрена и эксплуатируется на территории региона с 2016 года.

В настоящее время в системе содержится информация о более чем 400 тысячах пространственных объектах, в том числе 40 тысячах социально значимых: школы, детские сады, поликлиники, офисы почтовых отделений связи, МФЦ и другие.

Карта геоинформационной системы точнее, чем карты большинства популярных картографических сервисов, в том числе Яндекса. Электронные карты различного масштаба позволяют получать не просто изображения, но также информацию об объектах с координатами.

Сегодня геоинформационная система используется службой «112», системой обеспечения градостроительной деятельности, при построении маршрутов техники ЖКХ, в инвестиционной карте Ростовской области и портале потребительского рынка.

Замена телекоммуникационного оборудования

Развивается также цифровая инфраструктура исполнительных органов и органов местного самоуправления. С 2019 года ведется поэтапная замена сетевого телекоммуникационного оборудования иностранного производства Cisco на отечественный аналог Eltex. По итогам 2024 года произведена замена 90% коммутаторов. Плановый показатель в 100% будет выполнен к концу текущего года.

Модернизация вычислительного центра Правительства Ростовской области

В 2024 году проведена модернизация вычислительного центра правительства Ростовской области с использованием инфраструктуры стадиона «Ростов Арена».

Создание единого вычислительного центра позволит существенно повысить производительность и отказоустойчивость государственных информационных ресурсов за счет применения отечественного оборудования, а также территориальной распределенности информационной инфраструктуры.

Государственная облачная платформа Ростовской области

С 2022 года функционирует государственная облачная платформа Ростовской области, которая аттестована по требованиям информационной безопасности. В настоящее время в облачную платформу переведено 93% информационных систем, внесенных в реестр государственных информационных систем Ростовской области, и более 70 иных информационных систем 15 исполнительных органов. До конца этого года мы планируем перевести все системы из реестра на эту площадку.

Для приведения официальных сайтов исполнительных органов и муниципальных образований к единому стилю в регионе с 2019 года функционирует Единая платформа сайтов, которая аттестована по требованиям безопасности ФСТЭК и ФСБ России.

В настоящее время в Единой платформе размещено более 440 официальных ресурсов исполнительных органов, муниципальных образований и их подведомственных учреждений.

Принцип централизации в этом вопросе позволяет осуществить снижение совокупной стоимости владения и централизацию управления безопасностью серверной и телекоммуникационной инфраструктурой.

Информационная безопасность

С 2022 года информационные ресурсы Ростовской области подвергаются беспрецедентному количеству сетевых атак.

Для решения вопросов с их отражением на базе подведомственного учреждения минцифры области функционирует центр мониторинга информационной безопасности.

За это время к центру мониторинга успешно подключены информационные ресурсы 14 исполнительных органов.

С начала работы центра мониторинга информационной безопасности было отражено более 14 тысяч компьютерных атак и более 4,5 миллиарда подозрительных запросов. Работа по подключению исполнительных органов к центру мониторинга будет продолжена.

По итогам года в каждом исполнительном органе назначены заместитель руководителя и специалисты, ответственные защиту информации.

На текущий момент обеспечение квалифицированными специалистами в исполнительных органах составляет 83%. Для сравнения в 2023 году в исполнительных органах было всего 23% специалистов с профильным образованием или переподготовкой по защите информации.

Ключевые информационные системы аттестованы по требованиям безопасности: это система «Дело», корпоративная сеть телекоммуникационной связи и государственная облачная платформа Ростовской области.

Особое внимание в 2024 году уделялось вопросу импортозамещения на объектах критической информационной инфраструктуры.

По двум нашим значимым объектам системе «Дело» и корпоративной сети телекоммуникационной связи Ростовской области мероприятия завершены в полном объеме. Система «Дело» работает на отечественных операционных системах «Альт Сервер» и базе данных Postgres Enterprise Pro, а также использует российскую виртуализацию «Горизонт-ВС», которая полностью соответствует всем требованиям по защите информации. Хранение информации осуществляется на отечественной системе Radix 5, разработанной в России.

В корпоративной сети передачи данных используются решения компаний «Код безопасности», «Инфотекс» и «Элтекс», крупнейших отечественных производителей специализированного оборудования.

Поддержка IT-отрасли

В рамках мер поддержки IT-отрасли правительством области в декабре продлено до 2027 года применение сниженной ставки по упрощенной системе налогообложения для IT-компаний, получивших государственную аккредитацию в области информационных технологий. Юридическим лицам, основным видом деятельности которых является «Деятельность в сфере телекоммуникаций», предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета, а также освобождение от уплаты налога на имущество в размере 50 процентов суммы налога – в отношении объектов связи и центров обработки данных.

С целью развития системы поддержки IT-отрасли, начиная с 2017 года, министерством ежегодно проводится конкурс на предоставление субсидии на реализацию программ бизнес-акселерации в сфере информационных технологий.

Система электронного документооборота

Одним из индикаторов эффективности системы государственного управления является активное использование системы электронного документооборота. Сегодня количество пользователей системы «Дело» превысило 20 тысяч человек, это более 4700 организаций: все исполнительные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные подведомственные учреждения.

В текущем году планируется повысить отказоустойчивость системы «Дело» за счет развертывания дублирующего вычислительного центра на базе стадиона «Ростов Арена», а также внедрение искусственного интеллекта в министерстве жилищно-коммунального хозяйства.

Электронные услуги

С 2021 года реализуется перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид. Сегодня все 88 таких услуг доступны гражданам в электронном виде. За 2024 год по этим услугам было направлено более 407 тысяч заявлений.

В целом востребованность электронного формата предоставления услуг активно растет. По итогам 2024 года наши земляки направили более 13,6 млн заявлений на оказание услуг в электронном виде посредством портала госуслуг.

Растёт и количество активных пользователей портала госуслуг, которые воспользовались электронными сервисами в 2024 году. Их количество составило порядка 2,5 млн человек, что на 200 тысяч больше, чем в 2023 году. Всего на портале зарегистрировано — 3,8 млн дончан.

Платформа обратной связи

С 2020 года в Ростовской области функционирует Платформа обратной связи (ПОС).

Сегодня участниками ПОС являются более 5,5 тысячи органов и организаций, в том числе учреждения здравоохранения, образования, управляющие и ресурсоснабжающие организации, МФЦ, учреждения культуры и соцобеспечения и т.д. Количество специалистов, задействованных в обработке сообщений, составляет более 12 тысяч человек.

За всё время работы ПОС поступило свыше 490 тысяч обращений и сообщений, из них за 2024 год 156,5 тысячи. Уровень удовлетворенности граждан полученными ответами составляет 83%. Ростовская область стабильно входит в пятерку лучших субъектов Российской Федерации по уровню внедрения ПОС и по количеству подключенных к платформе организаций.

Интерактивная приёмная

С 2014 года функционирует интерактивная приёмная Губернатора, позволяющая в режиме видео-конференц-связи принимать участие жителям региона во встрече с Губернатором Ростовской области для решения их социально-значимых проблем и направлений, требующих принятия оперативных решений.

Всего с момента запуска сервиса проведено 112 интерактивных приёмов, в которых поучаствовало более 700 граждан. В прошлом году проведено 12 интерактивных приёмов, в ходе которых принято 82 человека.

Госпаблики

С мая 2023 года в целях обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и подведомственных им организаций, а также производства регионального контента для массового размещения в госпабликах, действует автономная некоммерческая организация «Центр социальных коммуникаций Ростовской области», учредителем выступило минцифры области.
Создано более 5300 официальных страниц органов и организаций в социальной сети «Вконтакте». Все паблики имеют статус «Госорганизация», и соответствуют требованиями Минцифры России.

Регулярное обновление контента и активное взаимодействие с аудиторией помогает повысить информирование граждан о деятельности органов и организаций нашего региона и способствует увеличению уровня удовлетворенности населения их работой. Наша задача – с помощью интересного, полезного и, самое важное, актуального контента привлечь внимание граждан и тем самым расширить охват аудитории.

Для развития компетенций сотрудников проведены 9 обучающих семинаров, обучено более 500 государственных и муниципальных служащих и специалистов подведомственных организаций. В декабре 2024 года состоялся фестиваль Госпабликов #ГОСФЕСТ2024, в рамках которого подведены итоги проделанной работы, отражены лучшие практики ведения пабликов, намечены планы на 2025 год, а также награждены лучшие администраторы госпабликов.

Повышение качества системы государственного управления и предоставления государственных и муниципальных услуг

Помимо цифрового развития системы госуправления и развития IT-отрасли министерство является уполномоченным органом, ответственным за развитие сети МФЦ, повышение качества государственных услуг и внедрение стандартов клиентоцентричности в деятельность исполнительных органов.

Система МФЦ

По итогам 2024 года в донских МФЦ зарегистрировано почти пять миллионов обращений за предоставлением услуг, консультаций и сервисов. В целом количество обращений не меняется последние три года. Несмотря на существенное усложнение предоставляемых услуг и сервисов, работа МФЦ по-прежнему оценивается гражданами максимально высоко: уровень удовлетворенности населения оказанными услугами составляет 99%.

Оценка работы МФЦ формируется непосредственно гражданами, минуя региональные сервисы обратной связи. Данные попадают напрямую в специализированный федеральный ресурс «Ваш Контроль». Это объективный показатель качества проводимой МФЦ работы.

В Ростовской области действуют 76 офисов и 320 подразделений МФЦ, 1389 окон приема-выдачи документов, а также 144 рабочих места
в секторах пользовательского сопровождения для самостоятельного оформления гражданами услуг в электронном виде.

На сегодняшний день МФЦ для большинства граждан выступает основной площадкой взаимодействия с органами власти. В отрасли МФЦ Ростовской области трудятся более 2,5 тысяч работников, которые помогают выстраивать прямой диалог с государством.

2024 год был насыщен новыми проектами, в которых приняли активное участие Донские МФЦ.

Прежде всего, МФЦ Ростовской области в числе первых присоединились к апробации сервиса выдачи справок, подтверждающих участие в СВО. С 1 ноября 2024 года данная услуга стала доступна во всех МФЦ. За это время принято более 2,5 тысяч заявлений.

Также в 2024 году создан и введен в работу колл-центр МФЦ Ростовской области, позволяющий обратиться из любой точки области в интересующий МФЦ региона по бесплатному короткому номеру 122. Для абонентов из других субъектов доступен единый номер 2-808-808. С 1 октября через колл-центр МФЦ поступило более 90 тысяч обращений. В планах на 2025 год продолжить развитие телефонного центра МФЦ, обеспечив интерактивную обработку обращений по наиболее простым и часто возникающим вопросам (записаться в предварительную очередь, узнать режим работы или адрес офиса).

Одновременно с этим созданы новые каналы взаимодействия граждан и МФЦ через соцсеть «ВКонтакте». Теперь заявители могут получать уведомления о готовности услуг или оценивать качество работы МФЦ со своего смартфона.

В 2024 году МФЦ Ростовской области продолжили участие в решении важной государственной задачи – интеграции жителей новых регионов в правовое поле страны. Наш регион первым запустил проект
по приему услуг Росреестра на базе МФЦ в отношении объектов недвижимости из новых регионов. Доступ к услугам открыт в МФЦ всех наших муниципалитетов, принято более 66 тысяч заявлений. В офисах МФЦ организована обратная связь между заявителями и управлениями Росреестра новых регионов в режиме онлайн-консультаций.

Кроме того, для усиления межрегионального взаимодействия МФЦ Ростовской области, совместно с коллегами из МФЦ Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Воронежской области, заключили соглашение о Содружестве МФЦ Донбасса как продолжение инициативы развития макрорегиона «Донбасс».

Одним из важных аспектов взаимодействия стало создание на площадках МФЦ единой системы правовой помощи жителям новых регионов. Ярким подтверждением этому стал первый Правовой онлайн-марафон, к которому были подключены МФЦ 4 новых регионов. В течение дня обработано более 300 вопросов граждан. Наш вклад в укрепление сотрудничества с новыми регионами страны по достоинству оценивается жителями сопредельных с нами территорий.

В 2024 году МФЦ Ростовской области вновь подтвердили статус лучших в стране, одержав победу во Всероссийском конкурсе «Лучший многофункциональный центр России» 2023 года в 2 номинациях из 3. Кроме того, проекты МФЦ Ростовской области вошли в число призеров ежегодного конкурса управления проектной деятельностью
в государственной сфере «Проектный Олимп», а МФЦ города Батайска присвоен статус федерального образца бережливого производства по стандартам Производственной системы «Росатом». В стране подобным высоким статусом обладают всего 7 организаций отрасли.

Основной вектор дальнейшего развития областной сети МФЦ прежде всего повышение качества предоставления услуг и развитие новых сервисов.

На сегодняшний день МФЦ является одним из наиболее эффективных и действующих механизмов помощи и поддержки жителей Дона. Для обеспечения бесперебойной работы этого механизма будет продолжен курс на укрепление инфраструктуры сети МФЦ, поддержание кадрового потенциала, материальной и нематериальной мотивации работников МФЦ.

Федеральный проект «Государство для людей»

Ключевое направление в реформировании системы государственного управления – это внедрение стандартов клиентоцентричности в деятельности органов власти.

Проект «Государство для людей» реализуется с 2023 года. Он направлен на то, чтобы сделать общение человека и государства максимально простым, удобным и самое главное – эмпатичным, основанным на диалоге. Вводятся новые инструменты изучения клиентского опыта и обратной связи от жителей. На первый план, оттесняя формализм и бюрократию, выходит решение жизненной ситуации человека с учетом его индивидуальных потребностей.

Такой подход требует переформатирования сознания чиновников. Для этого в 2024 году была повышена квалификация 173 работников органов власти, в том числе команды внедрения проекта.

На основании изучения клиентского опыта в исполнительных органах проведен реинжиниринг 490 внутренних процессов. В минцифры области также оптимизированы 14 процессов. Из наиболее результативных можно выделить упрощение администрирования межбюджетных трансфертов в МФЦ. По итогам мы вдвое сократили трудозатраты и на 30% уменьшили документооборот.

Были оптимизированы 23 государственные услуги с учетом требований клиентоцентричности. Это 20% от всех услуг, с которыми нам необходимо работать. Внедряется новый подход к оказанию государственных услуг и сервисов по принципу «жизненных ситуаций». То есть мы уходим от предоставления разрозненных услуг и комплексно решаем проблему заявителя. В Ростовской области определены и реализуются 5 жизненных ситуаций регионального уровня, 3 из них уже доступны на портале госуслуг. Наиболее интересная и комплексная – это «Студенчество», которая помогает студентам пройти весь путь от поступления в ВУЗ до последующего трудоустройства после его окончания. А жизненная ситуация, связанная с перепланировкой помещения, были признана одной из наиболее востребованных и выбрана в качестве одной их приоритетных на федеральном уровне. Ее мы реализовывали совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ.

За год по данным Аналитического центра общий уровень клиентоцентричности исполнительных органов Ростовской области вырос с 32% до 69%. Все мероприятия по внедрению клиентоцентричности, запланированные в «дорожных картах» 32 исполнительных органов Ростовской области на 2024 год, выполнены. Все органы достигли и превысили запланированный на прошлый год показатель в 40%. Наиболее клиентоцентричными направлениями стали «Рассмотрение обращений граждан», «Обеспечение доступа к информации о деятельности органа» и «Предоставление госуслуг».

Повышение качества услуг

Важным направлением является повышение качества государственных услуг. Наша команда занимается этой работой с 2010 года. В прошлом году проведено 250 экспертиз проектов административных регламентов предоставления услуг и 30 экспертиз проектов нормативных правовых актов.

По 100 услугам выявлены нарушения и недостатки, для органов власти подготовлены рекомендации по их устранению. Основные проблемы: длительные сроки предоставления услуг, избыточные документы, требуемые от заявителя, необоснованные процедуры и основания для отказа в предоставлении услуг.

В федеральном электронном реестре актуализирована информация обо всех 12,5 тысячи государственных и муниципальных услугах, предоставляемых в Ростовской области.

В текущем году на министерство возлагается много новых задач. Появятся новые полномочия и функции, например, по внедрению новых принципов предоставления госуслуг, сертификации услуг на предмет их клиентоцентричности, типизации более 50 муниципальных услуг, которые в последующем будут тиражированы среди субъектов РФ.

Реализация национальной цели «Цифровая трансформация»

Продолжается работа по формированию Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Ростовской области.

Обеспечено достижение показателя «цифровой зрелости», входящего в перечень показателей эффективности деятельности Губернатора Ростовской области по итогам 2024 года в размере 95,78%, что превысило целевое годовое значение, установленное на федеральном уровне для Ростовской области на 2024 год в размере 94,4%.

Восьмой год подряд мы представляем свои проекты на Всероссийский конкурс ПРОФ-IT и находимся в числе победителей и призеров. В 2024 году в финал XII этапа конкурса вышли все три представленных проекта региона, два из которых стали победителями, а третий – призёром.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

1 × один =