Участник рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Наталья Касперская (президент ГК InfoWatch, председатель правления АРПП «Отечественный софт», руководитель группы «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика РФ») в интервью D-Russia.ru объяснила предложения дополнить пункт «и» ст. 71 Конституции, где перечисляются энергетические системы, ядерная энергетика, связь и пр., словами «информационные технологии», и пункт «м» той же статьи, где перечисляются оборона и безопасность, порядок продажи и покупки военной техники и пр., дополнить словами «обеспечение безопасности при применении информационных технологий, обороте данных», и выразила надежду, что при внесении этих изменений в основной закон, в дальнейшем уже, исходя из Конституции, будут приниматься единые федеральные законы – целый «пучок» законов, или даже всеобъемлющий, всесторонне проработанный цифровой кодекс, который регулирует цифровое пространство и IT.
Уже многие годы развитие информационных технологий и информационного общества в Российской федерации сдерживается отсутствием взаимоувязанного, всеобъемлющего комплекса законодательных актов, регулирующих информационное пространство и технологии в процессе их создания и практического применения во всех сферах. Даже те немногие действующие законодательные акты, перечислять которые не имеет смысла, поскольку для этого хватит пальцев одной руки, содержат слишком общие формулировки и на практике трудноисполнимы.
Необходимость комплекса законодательных актов в сфере информации и информатизации (кодекса) проявилась еще в 2002 году в ходе рассмотрения рабочей группой Конгресса муниципальных образований Российской Федерации проектов законодательных актов, поступавших из профильных комитетов Государственной Думы. Именно невозможностью реализации в отсутствии правового поля и обуславливалась их отрицательная оценка органами местного самоуправления.
До настоящего времени события развиваются таким образом, что даже самая бурно развивающаяся сфера нашей жизни – отрасль ИКТ – фактически находится в правовом вакууме. Это делает вопрос скорейшего создания «Кодекса информационного пространства и технологий» не просто актуальным, а крайне необходимым.
Создание кодекса, к сожалению, не входит в полномочия, да и не по плечу органам государственной власти регионального уровня и органам местного самоуправления. Представителям IT-индустрии такая работа не по карману. Вопрос создания кодекса находиться в федеральном ведении.
Следовательно, для снижения межведомственной разобщенности, повышения оперативности и качества правового обеспечения работ по цифровизации требуется корректировка и дополнение соответствующего раздела национального проекта «Цифровая экономика РФ», с целью включения мероприятий по созданию кодекса, охватывающего не только вопросы информационной безопасности и защиты персональных данных, а действительно все направления информационного пространства и технологий.
«…Стратегические вопросы не решаются «снизу-вверх», сборкой из разрозненных креативных предложений сотен игроков и участников, это же не капустник», — говорит Наталья Касперская. Это верно. Следовательно, правительством РФ должен быть определён уполномоченный орган, ответственный за создание «Кодекса информационного пространства и технологий». Безусловно, на всех стадиях реализации этого грандиозного проекта к законотворческой деятельности в сфере информационных технологий должны активно привлекаться компетентные представители органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и их ассоциаций, а также научного сообщества и IT-индустрии.
Конституция – это не про отраслевые и корпоративные интересы. Это фундамент для создания законов, которые будут едиными на всей территории РФ и будут действовать одинаково для всех. Таким образом, внесение предлагаемых поправок в Конституцию задаст направление: государство должно единым централизованным способом регулировать цифровое пространство и информационную сферу в своих интересах, для реализации и защиты базовых прав граждан России.
Об авторе: Андрей Юрьевич Губов, председатель совета директоров «Фонда развития информационных технологий муниципалитетов» Общероссийского конгресса муниципальных образований, почётный член правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления».