МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» сегодня попытаются убедить вице-премьера Аркадия Дворковича отложить до весны отмену «мобильного рабства». Они объясняют это тем, что не успевают настроить свои билинговые системы
Сегодня вице-премьер Аркадий Дворкович обсудит с чиновниками и мобильными операторами, как идет подготовка к внедрению в России переносимости мобильного номера от одного оператора к другому (MNP). По словам вице-президента по работе с госорганами «Вымпелкома» Павла Бородина, МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» будут просить Дворковича отложить внедрение на четыре месяца — до 1 апреля 2014 г. Если MNP начнет работать весной, то абоненты получат более качественную услугу, считает Бородин.
Аргументы в пользу переноса MNP представители операторов высказали вчера замминистра связи Денису Свердлову, это произошло на круглом столе, проведенном Аналитическим центром при правительстве. В ответ Свердлов предложил сначала протестировать работу системы, а если возникнут проблемы, тогда обсуждать перенос сроков внедрения услуги.
Операторы — за MNP, подчеркнул вчера Бородин. При этом он напомнил, что на первом совещании у Дворковича было установлено, что операторам дадут на подготовку девять месяцев с момента утверждения всех нормативных актов. Между тем до 1 декабря осталось менее пяти месяцев, а они еще не утверждены. Это произойдет в августе, пообещал Свердлов и призвал операторов исходить из того, что проекты актов не претерпят изменений.
Технически к 1 декабря операторы будут готовы обслуживать систему переноса номеров, но будет проблема с системами билинга, объяснил директор по маркетингу массового рынка МТС Вячеслав Николаев. По его словам, на модернизацию билинговых систем потребуется не меньше шести месяцев с момента утверждения всех нормативных актов.
В мире операторы справляются с переходом на MNP быстрее. Так, в Мексике внедрение MNP с нуля заняло 3,5-4 месяца, похожий срок понадобился операторам в Австралии, сообщил вчера директор отдела технического консалтинга Oracle в СНГ Дмитрий Юдин.
Свердлов предложил разделить вопросы маршрутизации сигнала и билинга. Операторы в основном уже закупили необходимое для маршрутизации оборудование, 15 сентября начнется его тестирование, так что к 1 декабря все должно быть готово, уверен он. Если же какие-то операторы не успевают модернизировать билинг, Свердлов предложил временное решение — ведение базы данных перенесенных номеров сотрудниками операторов вручную через веб-интерфейс. Если у оператора есть мотивация, то билинг пишется быстро, а если ее нет, то можно модернизировать его годами, уверен Свердлов.
Предложенный Минкомсвязи временный способ заполнения базы данных отличается от указанного в проектах актов, замечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Проблема в том, что в этом случае база данных перенесенных номеров должна будет обрабатывать и, соответственно, защищать персональные данные абонентов.
Прорабатываемый сейчас автоматизированный способ переноса номера этого не требует, обработка персональных данных осуществляется только операторами связи, говорит она. При этом ручной ввод неизбежно увеличит количество ошибок и отказов в обслуживании абонентов, увеличит сроки обработки заявок, считает Айбашева.
«Ростелеком» сможет оценить эффективность этого решения только после того, как с ним ознакомится, говорит представитель оператора. «Мегафон» изучает предложение Минкомсвязи, говорит представитель компании Юлия Дорохина. По ее словам, полноценно система билинга сможет заработать только в 2014 г. Продавать услугу MNP с гарантированным качеством стоит начинать только после тестирования и внедрения всех необходимых систем, считает она.
Федеральные операторы в основном не верят, что успеют запустить услугу в срок. Для полноценного качественного запуска сервиса нужно провести тесты со всеми мобильными операторами, а их в России около 20, говорит представитель МТС Ирина Агаркова. Без этого нельзя гарантировать стабильную работу сервиса, а до 1 декабря провести такое тестирование сложно, считает она. Полностью реализовать MNP к 1 декабря будет трудно, говорит представитель «Ростелекома». Перенос сроков, по его словам, позволит отработать технические, правовые и организационные вопросы взаимодействия всех сторон MNP, отладить бизнес-процессы, а также провести переподготовку персонала.
В отличие от федеральных операторов Tele2 готова начать переносить номера с 1 декабря. Это будет возможно, если недостающая нормативная база, как и планировалось, будет готова до конца августа, говорит Мамука Мархулия, директор по корпоративным вопросам и правовой поддержке «Tele2 Россия». По его словам, технические проблемы, возможные в первые месяцы, можно решить, организовав «электронные очереди» на перенос номера либо на первые полгода увеличив срок переноса номера, что не потребует серьезных изменений законодательства.
Представитель Дворковича вчера отказался комментировать предложение операторов.
Источник: Ведомости