Об авторе: Андрей Рудомёткин, министр цифрового развития Смоленской области
Ключевые достижения
В 2024 году министерство цифрового развития Смоленской области (Минцифры СО) продолжило реализацию задач по цифровой трансформации региона, которая входит в число основных национальных целей до 2036 года.
Главным направлением стало завершение реализуемых с 2019 года региональных проектов в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Благодаря последовательной работе в 2024 году были достигнуты все показатели национальной программы, а также выполнено плановое значение показателя национальной цели – «Цифровая зрелость» отраслей экономики и социальной сферы: вместо плановых 78,3% регион достиг уровня 87,9%. По уровню достижения этой цели Смоленская область заняла первое место в Центральном федеральном округе и четвёртое место в стране, значительно улучшив свои позиции по сравнению с 2023 годом (15-е и 74-е места соответственно).
Также Смоленская область вошла в «лидирующую» группу комплексного рейтинга цифровой трансформации регионов, составляемого Минцифры России (в 2023 году область относилась к «перспективной» группе).
![Министерство цифрового развития Смоленской области – итоги работы в 2024 году](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2025/02/smol-1.jpg)
Информационная инфраструктура
Продолжается реализация федерального проекта «Устранение цифрового неравенства» (УЦН 2.0), стартовавшего в 2021 году. В течение 2024 года в Смоленской области по проекту были построены 17 базовых станций, что позволило обеспечить связью более трёх тысяч жителей удалённых районов.
В дополнение, за счёт средств областного бюджета был запущен региональный проект «Устранение цифрового неравенства». Главная цель проекта – строительство базовых станций в местах, где операторы связи не могли инвестировать на обычных коммерческих условиях из-за небольшого числа потребителей и низкой окупаемости инвестиций. Также для 600 семей в разных районах области проложены волоконно-оптические линии связи с применением технологии GPON. В итоге, благодаря этому проекту, доступ к Интернету и качественной связи получили свыше 3,5 тысячи человек.
Для поддержания темпов развития инфраструктуры была сохранена региональная мера поддержки, введённая в 2022 году, – инвестиционный налоговый вычет, позволяющий операторам связи уменьшить сумму налога на прибыль в зависимости от объёма инвестиций в основной капитал региона. После введения меры поддержки объём инвестиций операторов связи в основной капитал региона увеличился на 63%: с 650 миллионов рублей в 2022 году до 1,1 миллиарда рублей в 2023 году. Ожидается, что темпы роста инвестиций в инфраструктуру связи сохранятся и по итогам 2024 года.
![Министерство цифрового развития Смоленской области – итоги работы в 2024 году](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2025/02/smol-2.jpg)
Модернизация почтовой сети
В 2024 году правительство Смоленской области заключило соглашение с АО «Почта России». Внедрены меры поддержки, включающие освобождение от уплаты транспортного налога и налога на имущество. Условием для этого является направление сэкономленных средств на ремонт почтовых отделений в сельских населённых пунктах и поселениях, расположенных рядом с опорными населёнными пунктами. Благодаря федеральному проекту открыты четыре новых отделения, ставшие первыми в области, построенными с использованием технологий быстровозводимых конструкций.
![Министерство цифрового развития Смоленской области – итоги работы в 2024 году](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2025/02/smol-3.jpg)
Услуги в электронном виде
В 2024 году через единый портал госуслуг (ЕПГУ) жителями региона были поданы почти 4,5 миллиона электронных заявлений. Ещё 329,1 тысячи заявлений направили заявители через региональный портал госуслуг. Самой востребованной электронной услугой стала запись на приём к врачу, которую выбрали более одного миллиона раз через ЕПГУ, РПГУ, а также через инфоматы. Это на 166% больше, чем в 2023 году, когда было подано 384,2 тысячи заявлений.
За 2024 год при помощи визуального конструктора услуг на ЕПГУ были разработаны и размещены 16 новых интерактивных форм для услуг в сферах социального развития и сельского хозяйства.
![Министерство цифрового развития Смоленской области – итоги работы в 2024 году](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2025/02/smol-4.jpg)
Государство для людей
В Смоленской области уровень внедрения клиентоцентричности достиг 52%, что превышает плановый показатель, установленный Аналитическим центром при Правительстве РФ (40%).
Оптимизировано предоставление 30 услуг (20% от общего числа услуг) исполнительных органов Смоленской области. В результате:
- для 10 услуг уменьшено количество личных визитов в ведомства;
- для 10 услуг сокращён перечень необходимых документов;
- сроки оказания уменьшены для 14 услуг;
- введена возможность получения обратной связи для 26 услуг.
![Министерство цифрового развития Смоленской области – итоги работы в 2024 году](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2025/02/smol-5.jpg)
Развитие сети МФЦ
В Смоленской области действуют 268 окон обслуживания в 102 населенных пунктах. Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, – 96,8%.
Приоритетное обслуживание организовано для кандидатов, желающих поступить на военную службу по контракту.
Перечень услуг, предоставляемых на базе МФЦ, в 2024 году пополнился новыми услугами УФНС, Минобороны России, региональных Минсоцразвития и Минобрнауки и включает 858 видов государственных, муниципальных и иных услуг (в 2023 году – 819 видов услуг). В 2024 году в МФЦ по принципу «одного окна» обслужено более 626 тысяч граждан и оказано свыше 720 тысяч услуг.
В МФЦ предоставляется услуга по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи. В 2024 году оказаны 16,9 тысячи таких услуг (80% от всех бесплатных юридических услуг, предоставляемых органами власти в Смоленской области). С 2024 года граждане могут получать бесплатную юридическую помощь юриста МФЦ в режиме видеоконференцсвязи.
МФЦ популяризирует механизм получения госуслуг в электронном виде. Гражданам, желающим получить услуги в электронном виде, но испытывающим затруднения при работе с электронными сервисами, организована помощь специалистов многофункционального центра в зонах самообслуживания. Такая помощь очень востребована у смолян – в 2024 году в МФЦ обратились 63,7 тысячи граждан, желающих получить электронные услуги при содействии специалистов МФЦ, что в четыре раза больше, чем в 2023 году (15,3 тысячи обращений).
Также в 2024 году более трёх тысяч граждан через МФЦ были проинформированы о наличии (отсутствии) налоговой задолженности. Общая сумма выявленной задолженности составила более 61 миллиона рублей.
![Министерство цифрового развития Смоленской области – итоги работы в 2024 году](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2025/02/smol-6.jpg)
Цифровая трансформация здравоохранения
Чтобы централизовать данные об обеспеченности медицинских организаций Смоленской области лекарственными препаратами, расходными материалами и медицинским оборудованием, в 2024 году была внедрена единая информационная система «Больничная аптека», которая позволяет оперативно перераспределять и перемещать медикаменты и расходные материалы в зависимости от возникшей острой необходимости, избегая нехватки препаратов в одном учреждении и излишнего накопления в другом.
С мая 2024 года жителям региона предоставляется SMS-информирование о статусах назначения «скорой помощи». Когда гражданин вызывает «скорую помощь», ему последовательно поступают SMS-сообщения на тот номер телефона, с которого поступил звонок: о регистрации вызова; о назначении бригады скорой или неотложной медицинской помощи; контактные телефоны неотложных служб в поликлиниках области, куда передаются неотложные вызовы из скорой медицинской помощи. Благодаря принятым мерам средняя доля повторных вызовов в «скорую помощь» снизилась с 52% до 44%.
В работу Единого контакт-центра интегрирован искусственный интеллект – робот «Мария», который напоминает пациентам о предстоящих визитах к врачу. Еженедельно «Мария» уведомляет около 13 тысяч человек. Проведены доработки, которые позволят «Марии» с 2025 года не только напоминать о посещениях врача, но и отменять записи, если пациент не сможет прийти на приём. Помимо этого, «Мария» будет круглосуточно отвечать на звонки на «горячей линии» 122, предлагая запись к специалистам или вызов врача на дом.
Развивается система телемедицинских консультаций. В 2024 году на территории региона проведены почти три тысячи консультаций, включая консультации типа «врач-врач» и «врач-пациент». Также для жителей региона обеспечена техническая возможность продления рецепта на льготные медицинские препараты без необходимости личного посещения врача.
![Министерство цифрового развития Смоленской области – итоги работы в 2024 году](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2025/02/smol-7.jpg)
Информационная безопасность
В 2024 году были зафиксированы и отражены 1,7 миллиона компьютерных атак, а также устранены 394 инцидента, связанных с информационной безопасностью. Основные типы атак включали попытки сканирования сети (292,2 тысячи случаев), внедрение вредоносного кода (231,1 тысячи попыток) и несанкционированные попытки авторизации с IP-адресов, находящихся в «чёрном списке» (215,8 тысячи инцидентов).
Большое внимание уделяется повышению квалификации специалистов, ответственных за информационную безопасность в органах власти и учреждениях. В ноябре 2024 года были проведены киберучения на базе киберполигона Ampire, где участники погружались в практические ситуации, моделирующие реальные кибератаки на информационную инфраструктуру организаций.
![Министерство цифрового развития Смоленской области – итоги работы в 2024 году](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2025/02/smol-8.jpg)
Цифровые проекты
Внедрён сервис, который предоставляет смоленским школьникам из многодетных семей бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте по карте «Мир». Этим сервисом пользуются более 13 тысяч детей из 8,5 тысячи многодетных семей.
Создан Единый контакт-центр, объединивший несколько ранее действовавших центров, находившихся под управлением Министерства здравоохранения и Министерства цифрового развития региона. За счёт распределения вызовов среди большего числа операторов удалось почти вдвое сократить время ожидания ответа. Контакт-центр продемонстрировал высокую эффективность: количество ежемесячных входящих звонков увеличилось с 9 до 17 тысяч.
Обеспечен переход на новую систему электронного документооборота (СЭД), которая внедрена во всех исполнительных органах, областной Думе, государственных и муниципальных организациях, а также органах местного самоуправления, вплоть до сельских поселений. Доля электронного юридически значимого документооборота между исполнительными органами Смоленской области, органами местного самоуправления, областными государственными и муниципальными учреждениями по итогам 2024 года составила 100%.
Запущен проект по вовлечению неучтённых объектов недвижимости в налогооблагаемую базу. Для этого использовались данные о земельных участках и объектах капитального строительства, содержащиеся в Росреестре, Федеральной налоговой службе и органах местного самоуправления, а фактическое местоположение объектов определено с помощью спутниковых снимков. Это позволит выставить требования по уплате земельного и имущественного налогов на эти объекты.
В целях обеспечения безопасности смолян продолжается развитие системы видеонаблюдения и контроля «Безопасный город». В систему подключено более 1,1 тысячи камер, в том числе с функцией распознавания лиц. Доступ к платформе видеонаблюдения предоставлен УФСБ и УМВД.
Завершается перевод информационных систем и программного обеспечения на отечественные компоненты. Школам региона передано более шести тысяч лицензий на отечественную операционную систему, а исполнительным органам – почти 900 лицензий на отечественные ОС и офисные пакеты. Уровень независимости от импортных решений в 2024 году достиг 91,6%, что превышает показатель 2023 года, который составлял 83,6%.
Для унификации графического дизайна и усиления информационной безопасности 100% сайтов общеобразовательных и дошкольных организаций были переведены на единую платформу «Госвеб» на базе Единого портала госуслуг.
Для увеличения эффективности управления регионом и успешного выполнения задач, поставленных президентом России, был реализован первый этап проекта по созданию Регионального координационного центра (РКЦ). Он станет составляющей Координационного центра правительства РФ.
Посредством региональной системы учёта государственных и муниципальных платежей (РСУ ГМП) обеспечивается информационное взаимодействие 100% администраторов доходов областного и местных бюджетов с Федеральным казначейством в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). По итогам 2024 года Смоленская область заняла первое место (на 30.11.2024) среди всех регионов в формируемом Федеральным казначейством рейтинге взаимодействия субъектов РФ с ГИС ГМП.
![Министерство цифрового развития Смоленской области – итоги работы в 2024 году](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2025/02/smol-9.jpg)
Кадры для цифровой экономики
В Смоленской области выполняется программа по популяризации IT-специальностей, включающая более 40 мероприятий.
В рамках федерального проекта «Код будущего» в 2023/2024 учебном году более 1,6 тысячи смоленских школьников и студентов средних профессиональных учебных заведений прошли бесплатное двухгодичное обучение программированию. Это значительно превосходит показатель предыдущего учебного года (2022/2023), когда курс закончили 530 человек.
В школах города Смоленска состоялись шесть открытых уроков, посвящённых развитию цифровых навыков и ранней профессиональной ориентации школьников. Учащиеся прошли тренажеры «Уроков цифры» около 85 тысяч раз; 16 тысяч смолян приняли участие в федеральной акции проверки цифровой грамотности «Цифровой диктант» (в 2023 году – 11 тысяч).
В 2024 году министерством цифрового развития был организован третий ежегодный областной конкурс для преподавателей «Учи IT». Участники конкурса должны были создать образовательный онлайн-модуль по современным направлениям цифровых технологий, который впоследствии мог быть включён в учебный процесс. Практическая ценность представленных проектов была повышена благодаря поддержке экспертов из ведущих региональных IT-компаний.
Организованы встречи представителей IT-компаний со студентами с целью заключения целевых договоров. В результате было оформлено около 100 договоров о целевом обучении со студентами смоленских учреждений среднего профессионального образования по IT-направлениям, а также для нужд МФЦ Смоленской области.
С сентября по декабрь 2024 года в МФЦ был проведён курс обучения для 40 членов «Всероссийского общества инвалидов», посвящённый навыкам работы с персональным компьютером и использованию электронных сервисов.
Международный молодежный IT-форум прошёл с 10 по 11 октября 2024 года при поддержке Минцифры России, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и АНО «Лаборатория цифровой трансформации». В рамках форума были проведены чемпионаты по спортивному программированию и робототехнике, киберчемпионат, хакатон и киберучения, а также организованы разнообразные лекции и мастер-классы. В форуме приняли очное участие более 500 человек из 55 субъектов России и Республики Беларусь, также более тысячи человек принимали участие в форуме в онлайн-режиме.
Смоленские IT-специалисты принимали участие в государственных программах поддержки – им в 2024 году были выданы 64 льготных ипотечных кредита на сумму более 260 миллионов рублей. С апреля 2024 года, благодаря поддержке из областного бюджета, для сотрудников, работающих в смоленских IT-компаниях, ставка по льготной IT-ипотеке была дополнительно снижена с 6% до 5%.
![Министерство цифрового развития Смоленской области – итоги работы в 2024 году](https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2025/02/smol-10.jpg)