Министерство финансов РФ опубликовало на портале для общественных обсуждений проект федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Документ передает исполнение некоторых услуг в сфере социальной защиты, культуры, образования и спорта частным компаниям. Обсуждение документа продлится до 5 октября 2016 года.
Напомним, законопроект разработан в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденного правительством в июне 2016 года.
Документ регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением государственного (муниципального) заказа на оказание от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, порядок отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на конкурентной основе, порядок осуществления контроля за соблюдением требований, установленных законопроектом.
Законопроект предполагает также создание и ведение нескольких реестров.
1. Реестр государственных (муниципальных) заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
2. Реестр поставщиков социальных услуг.
3. Реестр исполнителей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в соответствии с сертификатом.
4. Реестр получателей сертификата (сертификат на «бесплатное» получение услуг формируется в электронном виде. Получатель сертификата вправе получить госуслугу в социальной сфере, на оказание которой выдан сертификат, в объеме и (или) качестве, превышающем установленные сертификатом показатели объема и (или) качества. В случае, если стоимость оказания такой услуги превышает определенный сертификатом объем финансового обеспечения ее оказания, получатель сертификата возмещает указанную разницу за счет собственных средств).
5. Реестр недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
6. Реестр соглашений (договоров) о предоставлении из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий на оказание услуг. В реестр включается информация о договорах (соглашениях), заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг.
Согласно документу, способами отбора исполнителей услуг являются:
1) проведение конкурса на заключение соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионного соглашения;
2) отбор обозначенным в сертификате потребителем исполнителя услуг из Реестра исполнителей по сертификату (общие требования к форме и содержанию сертификата утверждает правительство РФ);
3) конкурс (аукцион) на заключение договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Как указано в документе, закон должен вступить в силу 1 января 2018 года. С 1 января 2018 года по 1 января 2021 года устанавливается переходный период.
В течение 2018 года отбор исполнителей услуг осуществляется в целях исполнения не менее 20% объема государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, включенного в государственный (муниципальный) заказ. В течение 2020 — не менее 60%. При этом объем услуг, оказываемых отобранными исполнителями в очередном финансовом году, не может быть менее объема услуг, оказываемых такими исполнителями в текущем финансовом году.
Если в течение переходного периода у госучреждения уменьшатся доходы от оказания услуг, ему будет предоставлена субсидия из соответствующего бюджета.