Счётная палата считает избыточным учреждение фонда развития IT как очередного института развития в сфере информационных технологий, ввиду дублирования функций уже имеющихся ключевых институтов развития в сфере IT – об этом говорится в отчете аудиторов о ходе выполнения «антикризисного плана» правительства.
Указанная позиция отражена и в письме Минфина России от 30 марта 2016 года по итогам проведенного 29 марта в министерстве расширенного отраслевого совещания по вопросу вариантов реализации пункта 33 «антикризисного плана» (поддержка разработки и продвижения российского программного обеспечения) с участием ведущих экспертов отрасли информационно-коммуникационных технологий, говорится в материалах Счётной палаты.
В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют ключевые институты развития в сфере информационных технологий, такие как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», ОАО «РВК», Фонд перспективных исследований, Фонд развития интернет-инициатив, АО «Росинфокоминвест», в инвестиционные приоритеты которых включены предмет и цели деятельности учреждаемого фонда развития IT, напоминают в СП.
Напомним, что выделение до 5 миллиардов рублей на разработку отечественного ПО, вырученных от продажи радиочастот, предусмотрено планом действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году («антикризисный план»). При этом, как отмечают в СП, антикризисным планом создание фонда не предусмотрено.
Счётная палата полагает, что в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета созданию новых институтов развития должно предшествовать завершение детального анализа существующих институтов на предмет их перспективности и эффективности с последующим перераспределением средств федерального бюджета.
Следует отметить, что согласно пояснительной записке, проект постановления подготовлен во исполнение указанного пункта Плана, однако Планом создание Фонда не предусмотрено.
Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют ключевые институты развития в сфере информационных технологий, такие как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», ОАО «РВК», Фонд перспективных исследований, Фонд развития интернет-инициатив, АО «Росинфокоминвест», в инвестиционные приоритеты которых включены предмет и цели деятельности учреждаемого Фонда.
Соответственно, учреждение Фонда как очередного института развития в сфере информационных технологий, по мнению Счётной палаты, является избыточным ввиду дублирования функций указанных ключевых институтов развития в сфере информационных технологий. Указанная позиция отражена и в письме Минфина России от 30 марта 2016 г. № 20-05-05/1/18042 по итогам проведенного 29 марта 2016 года в Минфине России расширенного отраслевого совещания по вопросу вариантов реализации пункта 33 Плана с участием ведущих экспертов отрасли информационно-коммуникационных технологий.
Кроме того, по информации Минфина России, 5 млрд рублей на финансовое обеспечение данного мероприятия в антикризисном фонде не зарезервированы.
По состоянию на 15 июля 2016 года указанный проект постановления правительством Российской Федерации не принят.
Следует отметить, что 31 марта 2016 года в Счетную палату поступил проект указа президента Российской Федерации «О передаче Российскому фонду развития информационных технологий акций акционерных обществ «Росинфокоминвест» и «Иннополис», согласно которому предусмотрена передача Фонду в качестве имущественного взноса Российской Федерации находящихся в федеральной собственности 47 324 672 акций АО «Иннополис» (г. Иннополис) и 1 450 000 акций АО «Росинфокоминвест» (г. Москва). Однако, по мнению Счётной палаты, в результате передачи акций указанных акционерных обществ учредитель Фонда в лице Российской Федерации утратит имущественные права, поскольку в силу статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является его собственностью.
Счетная палата полагает, что в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета, созданию новых институтов развития должно предшествовать завершение проведения детального анализа существующих институтов на предмет их перспективности и эффективности с последующим перераспределением средств федерального бюджета. Соответствующая позиция Счётной палаты направлена заместителю председателя правительства Российской Федерации – руководителю аппарата правительства Российской Федерации С.Э.Приходько (письмо от 12 апреля 2016 г. № 01-985/02/1-03).
По состоянию на 17 июня 2016 года проект указа находился на рассмотрении в правительстве Российской Федерации.
Во исполнение поручения президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № Пр-1189 Минфин России письмом от 6 июля 2016 г. № 01-02-01/19-39562 направил в правительство Российской Федерации проект доклада президенту Российской Федерации, в котором не поддерживает предложение Минкомсвязи России по предоставлению Фонду бюджетных ассигнований в объеме 5 млрд рублей в виде имущественного взноса.
В соответствии с протоколом совещания у председателя правительства Российской Федерации от 12 июля 2016 г. № ДМ-П13-45пр, Минкомсвязи России совместно с Минфином России поручено при подготовке изменений в Федеральный закон № 359-ФЗ и проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» проработать вопросы финансирования поддержки разработки и продвижения российского программного обеспечения в 2016 – 2019 годах за счет оптимизации бюджетных ассигнований на мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 33 Плана не выполнен.