Разработанный Минэкономразвития законопроект о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации опубликован в четверг на regulation.gov.ru.
Как сказано в пояснении к законопроекту, принятие закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» будет способствовать достижению баланса между интересами контролируемых лиц, общества и государства, окажет благоприятное воздействие на формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, позволит выстроить систему обеспечения соблюдения обязательных требований.
Целями предлагаемого регулирования являются:
- снижение избыточного административного давления на хозяйствующих субъектов и граждан;
- обеспечение соблюдения хозяйствующими субъектами и гражданами обязательных требований;
- концентрация усилий контрольно-надзорных органов на контролируемых лицах, несущих наибольший риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- повышение эффективности использования материальных, финансовых и иных ресурсов, выделяемых на обеспечение контрольно-надзорной деятельности государства.
Разработчики поясняют необходимость принятия акта тем, что несмотря на значительный объем задействованных для осуществления государственного контроля (надзора) материальных, финансовых и трудовых ресурсов и существенные временные, производственные, коррупционные и иные потери хозяйствующих субъектов от контрольно-надзорной деятельности, в Российской Федерации сложилась ситуация низкой результативности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
По оценке Минэконоразвития, расходы на контрольно-надзорную деятельность из бюджетов всех уровней в 2018 году составили 237,39 миллиарда рублей. Это прямые затраты, к которым относятся денежное содержание служащих контрольно-надзорных органов, командировочные расходы при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, материально-техническое обеспечение и прочие расходы.
При этом, несмотря на значительную административную нагрузку на бизнес и значительный объем задействованных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в Российской Федерации сохраняется высокий уровень ущерба охраняемым законом ценностям в соответствующих сферах деятельности. Международные сопоставления показывают, что во многих сферах деятельности по показателям смертности, числу пострадавших, аварийности, нанесенному материальному ущербу и прочим видам случаев причинения вреда Российская Федерация уступает ведущим странам мира в несколько раз или на порядок.
Общее состояние соблюдения законодательства Российской Федерации остается на стабильно низком уровне. Так, доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, в 2015 году составила – 59,9 %, в 2016 году – 61,1 %, в 2017 году – 59,0 %, в 2018 году – 56,9 %.
Проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации» устанавливает требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Законопроект позволит:
- установить комплексное правовое регулирование государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Другими федеральными законами будут устанавливаться виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их предмет, а также отдельные процедурные особенности их осуществления, но только в рамках, установленных самим законопроектом.
- перевести деятельность контрольно-надзорных органов с «карательного» на превентивный подход.
Такой подход означает, что деятельность контрольно-надзорных органов (КНО) должна превратиться в один из элементов управления сферой общественных отношений. Большая часть работы инспекторов должна быть посвящена именно профилактической деятельности — предотвращению нарушений или их скорейшему исправлению. Для достижения указанных целей законопроектом предлагается два основных инструмента – широкий набор профилактических мероприятий, проводимых КНО, и система оценки результативности и эффективности работы КНО, основанная на анализе причинения ущерба охраняемым законом ценностям в контролируемой сфере общественных отношений.
- обеспечить предсказуемость деятельности контрольно-надзорных органов.
Для того, чтобы работа инспектора была понятной и прозрачной для контролируемых лиц, законопроект вводит детальное регулирование контрольно-надзорной деятельности. Вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого каждый шаг инспектора и действия контролируемых лиц должны иметь процессуальное обоснование. Законопроект нацелен на широкое внедрение информационных решений, отражение процесса контрольно-надзорной деятельности в открытых информационных системах.
- обеспечить снижение нагрузки на предприятия, связанной с осуществлением контрольно-надзорной деятельности.
В указанных целях законопроектом ограничиваются основания для внепланового контроля, вместо универсальной проверки внедряется нескольких видов контрольно-надзорных мероприятий, большая часть которых содержит существенные ограничения для контрольно-надзорных органов. Законопроект устанавливает возможность замены контрольно-надзорных мероприятий дистанционным контролем, в том числе осуществляемым на добровольной основе и с использованием информационных систем. На законодательном уровне устанавливается гибкая система исполнения предписаний с возможностью их отсрочки, приостановления, прекращения исполнения, обжалования. Также законопроектом предусматривается возможность замены контрольно-надзорной деятельности в отдельных сферах на альтернативные институты — независимую оценку соблюдения обязательных требований, страхование ответственности, участие в саморегулируемых организациях.
Отметим, что по сравнению с внесенным в декабре 2017 года в Государственную Думу и принятым в феврале 2018 в первом чтении законопроектом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» текст настоящего законопроекта полностью переработан. ОБНОВЛЕНО: Старый законопроект отозван правительством в ноябре 2019.