Минэкономразвития изменяет структуру и порядок разработки административных регламентов государственных услуг и функций
На прошлой неделе Минэкономразвития опубликовало проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка разработки и утверждения административных регламентов».
Проект разработан в соответствии с планом мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р) и ставит своей задачей оптимизацию порядка разработки и структуры административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
Проведенный министерством анализ предложений федеральных и региональных органов власти, предоставляющих государственные услуги, показал, что необходимость оптимизации структуры административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также порядка их разработки и утверждения была отмечена подавляющим большинством органов исполнительной власти.
В проекте постановления предлагается интегрировать процессы разработки и утверждения административных регламентов как нормативных правовых актов в бумажном виде с процессами внесения соответствующих сведений в Федеральный реестр государственных услуг (функций) (ФРГУ) и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ).
Сведения о государственных услугах и функциях в рамках административных регламентов предлагается структурировать по принципу отнесения к статической или динамической информации. Статическая часть подлежит утверждению посредством нормативного правового акта. К динамической части, размещаемой в информационных системах, относится справочная информация ненормативного характера, а также сведения, утвержденные нормативными правовыми актами высшей юридической силы и (или) являющиеся типовыми и не требующие в этой связи дублирования в каждом административном регламенте.
Основными изменениями, которые проект постановления вносит в действующие правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных услуг и функций, являются:
1. Сокращение сроков актуализации сведений о государственных услугах в ФРГУ и ЕПГУ.
Приказы ведомств, утверждающие административные регламенты, должны содержать сведения об ответственном должностном лице и сроках актуализации сведений об услуге в ФРГУ и на ЕГПУ. При этом срок актуализации не должен превышать 10 рабочих дней со дня утверждения или внесения изменений в административный регламент.
2. Изменение структуры административного регламента.
Структура административного регламента будет состоять из двух частей — статической и динамической. Статическая часть утверждается нормативным правовым актом (приказом ведомства).
Динамическая часть размещается в ФРГУ и ЕГПУ и содержит справочную информацию ненормативного характера (сведения об адресах, графике работы, времени приема заявителей, справочных телефонах, адресах официальных сайтов, адресах электронной почты), а также типовые сведения (досудебное обжалование), не требующие дублирования в каждом административном регламенте. Таким образом, проектом постановления предлагается исключить контактную информацию из текста административного регламента, оставив в нем лишь общие требования к порядку информирования с указанием на возможность получения контактной информации на официальных сайтах органов власти, на стендах в местах предоставления государственных услуг (функций) и на ЕПГУ.
Проект постановления также описывает требования к порядку предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах и в электронном виде.
Кроме того, определены требования к описанию процедур досудебного обжалования, в том числе в электронной форме с использованием ЕПГУ.
3. Оптимизация порядка разработки административных регламентов.
Предполагается сокращение сроков независимой экспертизы проектов административных регламентов, в частности, сроки проведения независимой экспертизы (на портале regulation.gov.ru) административных регламентов предоставления государственных услуг сокращены с 60 до 30 дней, а административных регламентов исполнения государственных функций — до 15 дней.
Предмет экспертизы административного регламента дополнен необходимостью проверки сведений о регламенте в ФРГУ (пояснительная записка должна содержать указание на уникальный реестровый номер (идентификатор), присвоенный ФРГУ). При этом, если сведения о регламенте отсутствуют в ФРГУ, то Минэкономразвития не проводит экспертизу и возвращает проект. Будут также проверяться наличие в регламенте особенностей выполнения административных процедур в многофункциональном центре.
Проектом закрепляется прямое указание на необходимость урегулирования разногласий по заключению Минэкономразвития России (ранее необходим был только учет замечаний).
Хотя в проекте постановления явным образом не упомянуты регионы и муниципалитеты, действующее постановление (№ 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг») рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться утвержденными правилами.
Как пояснили «Экспертному центру электронного государства» в Минэкономразвития, регионам также будет необходимо скорректировать структуру и содержание административных регламентов и актуализировать порядок проведения экспертизы.
Так, в части электронных услуг ведомствам необходимо будет описать порядок исполнения административных процедур в электронном виде (в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), в том числе порядок информирования, подачи документов через ЕПГУ, мониторинга хода предоставления услуги, получения результата.
В части МФЦ необходимо будет описать административные процедуры, выполняемые МФЦ при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе порядок информирования заявителей о порядке предоставления услуги МФЦ, консультирование заявителей, приема заявлений о предоставлении государственной услуги, выдачи результата. Подробнее об административных процедурах см. ниже.
После принятия постановления Минэкономразвития направит в регионы информационное письмо со сроками и порядком переработки регламентов в соответствии с новыми правилами. Планируется также разработать (и утвердить на заседании Комиссии по административной реформе) методические рекомендации по оптимизации структуры административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
Результаты оптимизации регламентов, осуществляемой регионами, будут оцениваться Минэкономразвития в рамках проведения мониторингов качества перевода в электронной вид государственных и муниципальных услуг,размещенных на ЕПГУ и РПГУ.
Общественное обсуждение проекта постановления на портале regulation.ruпродлится до 16 апреля.
[box]
Проект постановления описывает особенности выполнения административных процедур в электронной форме и в многофункциональных центрах, которые должны быть отражены в регламенте.
Раздел регламента, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенностей выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, должен включать подразделы, соответствующие количеству административных процедур (логически обособленных последовательностей административных действий при предоставлении государственных услуг и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги).
В начале раздела должен быть приведен исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в нем, в том числе отдельно — перечень административных процедур при предоставлении государственных услуг в электронной форме и процедур, выполняемых многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.
Раздел также должен содержать:
а) порядок осуществления в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала, административных процедур, в соответствии положениями статьи 10 Федерального закона 210-ФЗ;
б) описание административной процедуры формирования и направления межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Описание процедуры должно также содержать положение о составе документов и информации, которые необходимы органу, предоставляющему государственную услугу, и организации, участвующей в предоставлении государственной услуги, но находятся в иных органах и организациях, с указанием порядка подготовки и направления межведомственного запроса;
в) порядок выполнения административных процедур многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.
Описание административных процедур, выполняемых многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, в данном разделе обязательно в отношении государственных услуг, включенных в перечни государственных услуг в соответствии с подпунктом 1 части 6 статьи 15 Федерального закона 210-ФЗ.
Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или соглашениями о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов в разделе описывается порядок выполнения следующих административных процедур:
- информирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг;
- прием запросов заявителей о предоставлении государственной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- формирование и направление многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг межведомственного запроса в федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющих государственную услугу, в иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, участвующие в предоставлении государственных услуг;
- выдача заявителю результата предоставления государственной услуги, в том числе выдача документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также выдача документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги;
- иные процедуры.
г) иные действия, необходимые для предоставления государственной услуги, в том числе связанные с проверкой действительности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя, использованной при обращении за получением государственной услуги, а также с установлением перечня классов средств удостоверяющих центров, которые допускаются для использования в целях обеспечения указанной проверки и определяются на основании утверждаемой федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации модели угроз безопасности информации в информационной системе, используемой в целях приема обращений за получением государственной услуги и (или) предоставления такой услуги.[/box]