О дорожной карте реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

О дорожной карте реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Как уже писал Экспертный центр электронного государства, на прошлой неделе, 9 июня, утвержден (распоряжением от 9 июня 2014 г. № 991-р) план реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Сама концепция утверждена в декабре прошлого года (распоряжением от 25 декабря 2013 г. N 2516-р).  В качестве основных задач названы оптимизация процедур предоставления услуг в электронном виде и совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления услуг.

Результатами реализации Концепции должны стать повышение доступности услуг для граждан и организаций, упрощение процедур взаимодействия с органами (организациями), предоставляющими услуги, снижение коррупционных рисков, повышение эффективности бюджетных расходов.

Основной целью разработки концепции заявлено повышение уровня удовлетворенности граждан и организаций результатами взаимодействия с органами государственной власти, внебюджетных фондов и местного самоуправления при получении услуг.

В то же время ключевым показателем дорожной карты (плана мероприятий) реализации концепции определена не удовлетворенность граждан и организаций, а «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Это показатель, установленный Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Сам Указ№ 601 в Концепции упоминается только в связи с недостижимостью этого показателя «при сохранении текущей динамики».

В Концепции сказано, что она «предусматривает выполнение мероприятий, необходимых для решения задач по развитию информационного общества, определенных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации». При этом Концепция не учитывает показатели выполнения Стратегии. В частности, игнорируется показатель «доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации», который должен достичь 100% до 2015 года.

Более того, дорожная карта вообще не содержит мероприятий, имеющих результатом обеспечение возможности получения гражданами электронных услуг. Большая часть мероприятий плана – это разработка нормативных документов, планов и методических рекомендаций.

Первый заметный пользователям результат – новый модернизированный интерфейс Единого портала (в части навигации, поиска, предоставления информации) — должен быть предъявлен весной 2015 года, при этом в плане ничего не сказано о сроках появления на Едином портале 35 приоритетных федеральных и региональных (муниципальных) услуг, определенных Концепцией.

Упрощенную регистрацию на Едином портале, которая должна (согласно плану) заработать до конца июня 2014 года, к сожалению, сложно отнести к полезным результатам, даже когда она полностью заработает. Как утверждают представители Минкомсвязи, упрощенная регистрация позволит записаться на прием к врачу, проверить пенсионные накопления, оформить заявки на получение патента или регистрацию товарного знака.

Исходя из того, что основным показателем успешности реализации дорожной карты является увеличение доли граждан, использующих электронные услуги (то есть зарегистрированных на Едином портале), упрощенная регистрация призвана обеспечить прежде всего достижение заявленных показателей, а не повышение уровня удовлетворенности граждан и организаций результатами взаимодействия с органами государственной власти.

Следующим по времени прорывным и действительно полезным результатом можно назвать реализацию на Едином портале возможности информирования потенциального заявителя о доступных ему государственных и муниципальных услугах в электронном виде на основе анализа содержащейся в подсистеме единого личного кабинета информации, предоставленной заявителем для этих целей (пункт 36 плана). Для того чтобы как можно больше людей смогли получать оповещения о доступных им услугах, упрощенная регистрация действительно может быть полезной. Правда, эта функциональность появится, в соответствии с планом, только через год, к июню 2015 года.

Напомним, что о необходимости использования такого «уведомительного» подхода экспертное сообщество заявило еще в конце 2012 года.

Возможность зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и активировать личный кабинет не только в отделениях Ростелекома, но и в МФЦ, и в отделениях «Почты России» появится у граждан только в конце 2015 года. Таким образом, резкого увеличения мест подтверждения регистрации заявителей, а следовательно, и роста использования «юридически значимых» услуг раньше этого времени вряд ли можно ожидать.

При этом все сайты федеральных и региональных органов власти будут переведены на использование на сервисы ЕСИА при аутентификации пользователей уже в начале 2015 года. Таким образом, всем желающим воспользоваться их услугами придется по-прежнему обращаться в отделения «Ростелекома».

К плюсам Концепции можно отнести то, что к концу 2015 года с граждан снимут обязательность личного предоставления документов, относящихся к государственной регистрации актов гражданского состояния и сведениям об образовании, ученых степенях и ученых званиях – их планируется исключить из перечня документов личного хранения.

Тогда же, согласно дорожной карте, появится возможность оплаты штрафов и задолженностей, а также государственных пошлин за предоставление приоритетных услуг на Едином портале и региональных и муниципальных порталах.

В плане реализации концепции, безусловно, много других необходимых мероприятий, но они носят сугубо технический и/или организационно-методический характер. К таковым можно отнести внедрение механизма гарантированной доставки в СМЭВ (сентябрь 2014 года), давно ожидаемые типовые административные регламенты региональных и муниципальных услуг (март 2015 года), разработка порядка постоянного и временного хранения архивных документов в электронном виде (сентябрь 2015 года), интеграция региональных информационных систем ЗАГС со СМЭВ, интеграция единого личного кабинета с региональными порталами, благодаря чему заявитель сможет видеть ход и результаты оказания услуги независимо от способа обращения за ней (единый портал, региональный портал, МФЦ и т.д.) – декабрь 2015 года и пр.

ИнфографикаПлан реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

План реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Невзирая на внутреннюю непротиворечивость плана, недоумение и пессимизм вызывают как время его появления (почему только сейчас, через два года после начала работы новой команды Минкомсвязи?), так и сроки, заложенные в план.

Судя по отсутствию в плане до 2016 года перевода в электронный вид даже 35 приоритетных услуг, у его разработчиков нет уверенности ни в том, что план реализуем, ни в том, что его придется выполнять нынешней команде. А что хуже всего – возможно, нет и понимания, как именно его выполнить.

Что ж, при отсутствии жесткого и постоянного контроля хода развития электронного правительства со стороны правительства обычно министерства могут строить любые планы, и Минкомсвязь здесь – не исключение.

Можно сделать вывод, что и план реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и проект постановления правительства РФ «Об утверждении требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг…», о котором D-Russia.ru писал ранее, основной целью имеют отложить получение конкретных, понятных гражданам результатов на как можно более далекий срок, чтобы за эти результаты пришлось отвечать как можно позднее или не отвечать вовсе.

 

Print Friendly

Поделиться в соц. сетях

0

Комментарии:

Обсуждение закрыто.

Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры
Подняться наверхПодняться наверх