Об авторе: Максим Садиков, министр цифрового развития и связи Кузбасса
Период с 2020 по 2025 годы стал важным этапом в цифровизации Кузбасса. Мы активно работали над повышением доступности и качества цифровых услуг для населения, укреплением телекоммуникационной инфраструктуры, внедрением различных проектов и инициатив, направленных на улучшение качества жизни и развитие экономики региона.
Информационные технологии используются в решении широкого спектра задач в самых разных сферах: от промышленности, сельского хозяйства и транспорта до ЖКХ, медицины и образования.
И сегодня мы видим, что регион набрал хороший темп цифровизации, есть большой потенциал и возможности для дальнейшего роста и развития.
По уровню цифровой зрелости ключевых отраслей экономики, которые включают в себя здравоохранение, образование, городскую среду, транспорт и государственное управление, Кузбасс существенно улучшил свои показатели: если после первого замера в июле 2021 года индекс цифровой зрелости Кузбасса составлял всего 49,3%, то по итогам 2024 года мы вышли на 90,8%.
Оперативный рейтинг руководителя цифровой трансформации региона составил 42,23 балла (из 57,5 возможных), что соответствует 21 месту среди всех субъектов Российской Федерации.
Кузбасс занимает 15 место среди регионов в рейтинге внедрения платформы обратной связи. За 2024 год в платформу обратной связи поступило и обработано 69 843 сообщения.
Доступность Интернета
За пять лет мы реализовали множество проектов по внедрению цифровых систем и сервисов как для граждан, так и для региональных и муниципальных ведомств. Но даже самые продвинутые сервисы будут бесполезными, если у вас не будет к ним доступа из-за отсутствия связи. Поэтому первой и базовой задачей для нас было и остаётся развитие инфраструктуры связи.
На территории нашего региона немало удалённых населённых пунктов, поэтому одна из наших приоритетных задач – это обеспечить их жителей качественной мобильной связью и Интернетом. Это крайне важно для развития региона и повышения качества жизни кузбассовцев.
За пять лет в рамках сопровождения реализации федерального проекта «Устранение цифрового неравенства 2.0» более 17,5 тысяч человек из 80 малых населенных пунктов были обеспечены сотовой связью (стандарт 2G) и беспроводным высокоскоростным доступом к Интернету (стандарт 4G).
В рамках реализации другого федерального проекта, «Информационная инфраструктура», с 2019 по 2021 год к сети «Интернет» подключено 875 социально значимых объектов Кузбасса. Это образовательные организации, фельдшерско-акушерские пункты, учреждения культуры, участковые пункты полиции и пожарные части; 89% всех подключённых объектов расположены именно в сельской местности.
На сегодняшний день в Кузбассе доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, составляет 84,3%, а в сельской местности — 74,6%.
Доля телефонизированных городских населённых пунктов в регионе — 100%, сельских – более 74%.
На 30% увеличилось количество эксплуатируемых базовых станций подвижной радиотелефонной связи.
Покрытие мобильной связью населённых пунктов области составляет не менее 93%. Компании сотовой связи во всех городах региона внедрили технологию 4G (высокоскоростной широкополосный Интернет со скоростью до 100 Мбит/с).
Региональный центр обработки данных
Другая важная задача, которую нам нужно было решить, – это создание собственной инфраструктуры хранения и обработки данных.
Ведь каждый раз при создании новой системы или доработки существующей приходилось решать массу сопутствующих вопросов: а есть ли нужное оборудование? а если нужно наладить информационный обмен с другим органом власти, обеспечил ли он необходимый уровень защиты данных? Это мало того, что влияло на сроки запуска систем, это и их защиту усложняло. Так что это была самая что ни есть лоскутная автоматизация – что-то в облаке, что-то на наших серверах, что-то у подведов.
Сдвинуться с мертвой точки помог WorldSkills.
В 2020 году в Кузбассе прошли самые масштабные состязания в сфере профессионального мастерства — финал VIII национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), в которых приняли участие 700 экспертов и более 3,5 тысяч участников из 85 субъектов РФ.
Минцифра Кузбасса отвечала за проектирование и создание IT-архитектуры, поставку оборудования и организацию технологического сопровождения соревнований.
В результате на площадках проведения соревнований было подключено более 10 тысяч камер, объём хранилища данных составил 3 Пб, организован канал во внешний мир 40 Гб/с.
Вся IT-инфраструктура была построена с использованием отечественного ПО. И эта инфраструктура стала основой для Регионального центра обработки данных Кузбасса, который был введён в эксплуатацию в 2022 году. Это прекрасный пример того, как наследие крупного мероприятия дало импульс для дальнейшего развития региона.
Сегодня региональный ЦОД – это инженерный комплекс, безопасно размещающий в одном месте стратегически важные информационные ресурсы и различные геоинформационные системы региона, региональные и муниципальные веб-ресурсы, а также различные сервисы для граждан, например, интеллектуальную транспортную систему, системы «Безопасного города», автоматизированные системы в сфере транспорта, образования, здравоохранения, государственного управления.
В 2023 году мы ввели в эксплуатацию 28 дополнительных узлов на отечественной программе виртуализации. Модернизировали кластер виртуализации, увеличив объём оперативной памяти на 40 ТБ. Создали 580 виртуальных машин для развёртывания и переноса в ЦОД информационных систем. В итоге количество информационных систем исполнительных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, размещенных в ЦОД, составило 1470 единиц, из них 11 государственных информационных систем, 63 информационных систем, 1396 сайтов.
Задействовав региональный ЦОД, мы комплексно и последовательно переходим на российское ПО, следуя политике по импортозамещению.
С исполнительными органами, органами местного самоуправления Кузбасса и подведомственными им учреждениями заключено 2320 соглашений на передачу безлимитных лицензий для рабочих мест на отечественные программные продукты – операционную систему специального назначения «Astra Linux Special Edition» и пакет офисных приложений «МойОфис Стандартный», которые были приобретены Минцифрой Кузбасса.
По итогам 2024 года передано 158 тысяч лицензий.
Распоряжением правительства Кемеровской области – Кузбасса утверждён состав типового автоматизированного рабочего места сотрудника бюджетной сферы, что позволило унифицировать ПО на рабочих местах служащих.
Система видеоконференцсвязи администрации правительства Кузбасса также полностью переведена на отечественное сертифицированное оборудование.
Электронные услуги в каждый дом
Пожалуй, одной из важнейших задач, своего рода «миссией», которая стоит перед нашим регионом в сфере цифровизации, является создание площадок и сервисов для бизнеса и населения, где каждый сможет получить понятную для себя ценность – решить проблему, получить услугу, информацию, сэкономив при этом время, получить знания, помощь.
Поэтому очевидно, что одной из первых современных крупных систем, которые мы внедрили еще в 2020 году, стала «Комплексная информационная система оказания государственных и муниципальных услуг Кузбасса». Цель – оцифровать все процессы, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг и сервисов, на одной площадке. Система пришла на смену нескольким разрозненным информационным системам. Замена была необходимой, ведь в отсутствии единого инструмента, площадки цифровизации ни о каких специализированных решениях для региона не могло быть и речи.
Система находится в процессе непрерывного развития – каждый год мы на её базе внедряем новые подсистемы и сервисы.
Сегодня Комплексная система это:
- 11 подсистем;
- более 50 электронных услуг (всего на ЕПГУ кузбассовцам доступны в электронном виде 86 услуг из числа массовых социально значимых);
- более 15 тысяч зарегистрированных пользователей;
- более двух тысяч подключенных ведомств;
- более 1,5 тысячи заявлений в электронном виде ежедневно от жителей региона;
- более 200 автоматических запросов в СМЭВ;
- 4,5 балла — уровень удовлетворённости качеством предоставления МСЗУ в электронном виде;
- 76,5 % — доля обращений за получением МСЗУ в электронном виде.
Платформенные инструменты и обширный функционал Комплексной системы позволяют нам решать и специфические для региона задачи, создавать:
специализированные электронные сервисы на региональном портале вкузбассе.рф (например, регистрация в программе лояльности курорта Шерегеш);
тематические порталы (например, портал «Охрана труда в Кузбассе», суперсервис «Цифровое имущество и строительство»);
электронные реестры или ведомственные информационные системы (например, система обеспечения населения льготным углем);
специализированные решения, переиспользующие функциональные возможности других модулей и подсистем (например, подсистема оказания помощи отдельным категориям граждан по решению социально-бытовых вопросов).
МФЦ
Другой важной точкой взаимодействия с населением являются многофункциональные центры предоставления услуг. Сегодня в Кузбассе работает 700 окон обслуживания, 40 офисов «Мои документы». Ежемесячно за оформлением различных документов и услуг в МФЦ обращается более 200 тысяч жителей региона. А специалисты ежедневно обрабатывают более 15 тясяч запросов.
В 2020 году мы перешли на централизованную модель работы МФЦ. И это дало нам возможность запустить как процессные, так и цифровые изменения.
Одним из первых таких проектов стал голосовой помощник – робот-консультант «Ксения». Внедрение было не данью моде или экспериментом, а просто насущной необходимостью.
В период пандемии значительно возросло количество звонков в справочную службу МФЦ. В день на одного специалиста приходилось более сотни входящих вызовов. В пиковые дни звонило более семи тысяч человек. Время ожидания ответа оператора возросло в несколько раз. Мы получали множество жалоб от жителей.
Вариантов у нас было два – набирать дополнительных сотрудников в кол-центр или искать технологическое решение, чтобы повысить эффективность процесса.
Мы пошли по второму пути — запустили голосового помощника на базе цифровой платформы обработки естественного языка. Робот-консультант одновременно может консультировать по телефону до 200 заявителей. Тематики вначале были самые базовые, по которым люди обращаются чаще всего.
Эффект появился почти сразу. И это почувствовали и мы, и наши жители. Количество непринятых вызовов снизилось с 50% до 2%. Среднее время ожидания абонента снизилось более чем в 5 раз.
Сегодня «Ксения» является «первой линией» взаимодействия и может проконсультировать до 200 заявителей одновременно уже по 267 услугам, оказываемым в МФЦ. Кроме того, «Ксения» интегрирована с подсистемой автоматизации МФЦ и электронной очередью, что позволяет в автоматическом режиме узнать статус дела, и предварительно записаться на прием в МФЦ.
Если за 2020 год обработано 140 тысяч звонков, из них 49 тысяч звонков (34%) было обработано роботом, то в следующий период (2021-2024 годы) отработано 1,1 миллиона звонков. Сегодня более 60% звонков единого кол-центра МФЦ обрабатывается «Ксенией» в автоматическом режиме, без участия операторов кол-центра.
В 2021 году в шести отделах «Мои документы» мы ввели в эксплуатацию криптобиокабины. С момента их ввода уже более 10 тысяч граждан получили заграничный паспорт нового образца через КБК.
Для удобства заявителей в каждом офисе МФЦ находится как минимум одно рабочее место в Секторах пользовательского сопровождения, а всего в МФЦ Кузбасса таких мест на данный момент уже 82. Здесь любой гражданин может воспользоваться компьютером, на котором обеспечен доступ к ЕПГУ и региональному порталу вкузбассе.рф.
Дополнительно в 2023 году на базе отделов «Мои документы» г. Новокузнецка и г. Кемерово мы открыли три цифровых МФЦ. Как итог, МФЦ помогли жителям региона подать более 250 тысяч заявлений в электронном виде, в том числе 32 тысячи – именно в цифровых МФЦ.
В апреле 2023 года на базе МФЦ Кузбасса был создан Региональный центр оптимизации. Основная его цель — проектирование услуг в соответствии с современными требованиями к предоставлению услуг.
В общей сложности РЦО разработано около 100 описаний текущих состояний муниципальных услуг, проработали более 20 целевых состояний по государственным и муниципальным услугам. По некоторым услугам срок сокращен с 30 до пяти рабочих дней, перечень документов сокращен на 50%, разработаны единые шаблоны заявления для всех категорий заявителей.
Сегодня РЦО Кузбасса является одним из основных экспертов, принимающих участие в проектах Аналитического центра при правительстве Российской Федерации по типизации муниципальных услуг.
На текущий момент все рабочие места ГАУ «УМФЦ Кузбасса» переведены на отечественное программное обеспечение и рабочие места, собранные российскими производителями. Приём заявителей мы не остановили ни на минуту. Всё прикладное ПО было доработано для корректной работы.
В результате проведённой работы по внедрению инструментов Бережливого производства ГАУ «МФЦ Кузбасса» присвоен статус «образец» федерального уровня. Реализованные МФЦ проекты семь раз становились лауреатами регионального конкурса по выявлению лучших практик бережливого производства. Сотрудники МФЦ Кузбасса являлись участниками 14 федеральных проектов по оптимизации деятельности МФЦ и оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг.
По итогам 2022 года ГАУ «УМФЦ Кузбасса» в результате проделанной работы и внедрению цифровых компонентов стал победителями всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России» во всех номинациях: «Лучший МФЦ», «Лучший проект».
А в рамках Восьмого Всероссийского форума МФЦ Минэкономразвития России объявило победителей конкурса «Лучший МФЦ России», где в номинации «Лучший универсальный специалист МФЦ» победу одержала специалист отдела «Мои документы» город Прокопьевск ГАУ «УМФЦ Кузбасса».
«Кузбасс Онлайн»
Использовать цифровые инструменты для взаимодействия с гражданами важно не только для предоставления государственных услуг, но и для решения насущных проблем граждан, вовлечения их в решение вопросов городского развития. Поэтому ещё одним нашим крупным проектом на старте, в 2020 году, стала региональная цифровая платформа «Кузбасс Онлайн».
За пять лет платформа значительно расширила границы своих возможностей, теперь это не просто приложение, с помощью которого кузбассовцы решают свои проблемы, а популярный мобильный сервис для повседневной жизни более 445 тысяч жителей нашего региона. С её помощью каждый житель может принимать активное участие в развитии Кузбасса.
Сегодня платформа входит в топ-5 цифровых платформ России стандарта «Умный город» по проценту пользователей от населения, а также по динамике прироста новых пользователей. Каждый четвёртый житель Кузбасса пользуется платформой «Кузбасс Онлайн».
В 2020 году цифровая платформа «Кузбасс Онлайн» стала лауреатом премии «Народное признание» VIII Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT» в номинации «Диалог с властью».
В 2023 году проект «Кузбасс Онлайн» стал финалистом I национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город» за лучшее цифровое решение для обратной связи с гражданами.
Всего в цифровой платформе «Кузбасс Онлайн» зарегистрировано около 450 тысяч пользователей, что составляет 25% от трудоспособного населения региона; обработано 260 тысяч сообщений; проведено 8,8 тысячи опросов/голосований; размещено 66 тысяч новостей; опубликовано около 50 тысяч событий в «Афише событий»; проведено восемь сборов вопросов на прямые линии губернатора и 64 сборов вопросов на прямые линии глав МО и много другое.
См. также: Первый в России «фиджитал-центр» открылся в Кемерове >>>
Цифровые проекты и сервисы
Реализация этих базовых проектов и задач стала отправной точкой для целой череды информационных систем и сервисов. За пять лет существования Минцифры Кузбасса реализовано большое количество самых разнообразных цифровых проектов. Вот только некоторые из них.
Региональная геоинформационная система «Кузбасс» – это система отраслевых приложений, объединённых единой платформой пространственных данных, на базе которой созданы цифровые двойники 11 городов Кузбасса и 92 сельских поселений, а общая площадь, покрытая ортофотопланами высокой точности, составляет почти 3 тыс. кв. км. Встроенные технологии искусственного интеллекта помогают определять потенциальные объекты налогообложения.
Цифровая платформа финансовой грамотности населения Кузбасса позволяет жителям получать актуальную информацию, проходить тестирование, участвовать в обучающих мероприятиях в сфере финансовой грамотности. Деньги, инвестиции, страхование, свой бизнес – созданы несколько модулей для разных категорий, от школьников до начинающих инвесторов. Пройдя финансовый диктант на платформе, каждый желающий может получить персональный гайд по развитию навыков управления личными сбережениями.
Совместно с департаментом ситуационного центра губернатора Кузбасса была разработана информационно-аналитическая система ситуационного центра губернатора. Система в режиме реального времени позволяет контролировать работу региональных ведомств и их руководителей, отслеживать ход реализации национальных и региональных проектов.
Для Министерства экономического развития Кузбасса создана система государственного планирования и проектной деятельности Кузбасса, которая обеспечивает формирование и контроль исполнения региональных и муниципальных программам с учётом особенностей развития территорий. В системе реализован единый механизм анализа достижения показателей Стратегии социально-экономического развития Кузбасса на период до 2035 года. Система включает 650 проектов социально-экономического развития муниципальных образований и более 3600 мероприятий стратегии социально-экономического развития Кузбасса.
Проведены работы по переводу региональной автоматизированной информационной системы Кузбасса в сфере закупок «Госзаказ» на отечественное программное обеспечение с использованием веб-интерфейса. Для всех государственных заказчиков доступна единая цифровая среда осуществления закупок от начала планирования до заключения и исполнения контрактов.
Для оптимизации процесса предоставления государственной услуги лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в электронном виде создана информационная система лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Кузбасса. В системе содержится информация и более 500 действующих и потенциальных соискателях лицензии, а также более 4500 объектов торговли (магазины и общепиты).
В интересах Министерства финансов Кузбасса разработана региональная цифровая платформа для эмитентов и инвесторов. Платформа создана для увеличения инвестиционной активности жителей Кузбасса и популяризации использования небанковских инструментов финансового рынка. Работа платформы направлена на поиск альтернативных источников финансирования перспективных для региона проектов и на формирование круга инвесторов, способных принимать рациональные решения на фондовом рынке.
Создана система в сфере тарифного регулирования для Региональной энергетической комиссии Кузбасса. Задача системы – оптимизировать процессы в сфере тарифного регулирования (сократить трудозатраты на подготовку документации, сократить число ошибок, оперативно обновлять формы, обеспечивать раскрытие информации, автоматически публиковать данные и др.).
Для сокращения времени на выполнение рутинных задач сотрудниками региональных и муниципальных ведомств была создана Платформа роботизации Кузбасса. На платформе уже реализовано пять роботизированных процессов (регистрация исходящих писем; обработка заявок по установке антивирусной программы Dr.Web; размещение информации об опубликовании муниципальных нормативных правовых актов в регистре МНПА; регистрация обращений граждан в ГЖИ Кузбасса; определение корректности данных об объектах недвижимости в органах местного самоуправления), которые суммарно экономят более 50 тысяч рабочих часов сотрудников в год.
В целях широкого информирования граждан о мерах социальной поддержки, действующих на территории Кузбасса, в 2021 году реализован проект по созданию социального навигатора по мерам социальной поддержки населения.
В 2021 году также была создана цифровая платформа в сфере физической культуры и спорта — «Кузбасс.Спорт.Цифра» с целью популяризации активного и здорового образа жизни за счет использования современных интерактивных сервисов, автоматизации процессов предоставления государственных услуг и трансформации «бумажных» процессов в единый сквозной цифровой процесс. На сегодня в платформе зарегистрировано более 26 тысяч спортсменов, около двух тысяч тренеров и судей, порядка 200 спортивных организаций и федераций, а также около 30 тысяч жителей Кузбасса.
Создан Конструктор сайтов Кузбасса – инструмент для самостоятельного создания, публикации, обеспечения наполнения сайтов государственных и муниципальных учреждений по единым шаблонам, позволяющий исключить дополнительные бюджетные и кадровые издержки на их создание и сопровождение, при этом знание специализированных языков программирования не требуется. На Конструкторе создано уже порядка 1,5 тысячи сайтов учреждений Кузбасса.
В целях развития потенциала территории был реализован проект по созданию «слепка» жилищного фонда МКД городов Кузбасса. Проект включал в себя проведение глубинного анализа текущего состояния и потенциала жилого фонда МКД г. Новокузнецка, посредством создания цифрового профиля территории и сегмента на основе больших данных, существенно сократив время на поиск и аналитику сложной и объёмной информации. Практика использования представленной аналитики существенно снижает риск принятия строительными компаниями ошибочных решений при выборе локации строительства жилого дома, формировании параметров объекта, а также на этапе финансового моделирования.
Создана электронная торговая площадка «Кузбасс Трейд», которая на текущий момент представляет собой высокотехнологичный инструмент для развития бизнеса в Кемеровской области, специально созданный для эффективного взаимодействия производителей и покупателей, а также с целью безбарьерного выхода производителей на региональный рынок товаров, работ, услуг. На конец 2024 года количество зарегистрированных организаций (в том числе ИП) на площадке – более 12 тысяч, за три года (с 2022 по 2024 год) на площадке «Кузбасс Трейд» заключено более 27 тысяч договоров, в том числе с поставщиками из Кузбасса около 18 тысяч договоров.
В целях создания эффективной инфраструктуры управления отходами в регионе в 2024 году был создан прототип автоматизированной системы управления обращения с твердыми коммунальными отходами Кузбасса. Внедрение системы позволит построить региональную систему контроля всех этапов работы с ТКО, от накопления отходов до их окончательной утилизации или захоронения. Будет способствовать обеспечению прозрачности и доступности данных о текущем состоянии сферы обращения с ТКО, а также прогнозирование её развития. Позволит сократить негативное воздействие на окружающую среду и повысить рентабельность предприятий, работающих в этой области.
В фокусе внимание и решения с искусственным интеллектом.
Вслед за роботом-консультантом в МФЦ на тех же платформенных инструментах в 2020 году мы запустили робота-консультанта в здравоохранении по номеру «122», который закреплён в качестве единой региональной информационно-справочной службы.
Единый номер позволил централизовать звонки, связанные с распространением коронавируса, организовать оперативную маршрутизацию обращений в поликлиники, на станции скорой помощи и в другие службы. В сфере медицины реализованы сервисы записи на прием к врачу и получение данных о графиках работы поликлиник.
В 2021 году в сфере здравоохранения было запущено дополнительно два исходящих сервиса:
- информирование граждан о результате лабораторного теста ПЦР;
- подтверждение записи на вакцинацию.
См. также: Обновлён медицинский портал Кемеровской области >>>
В конце 2022 года робот-консультант также был внедрён в сфере труда и занятости населения Кузбасса, в части консультации граждан по вопросам трудоустройства, безработицы, выплаты пособий, трудовой миграции, записи на приём, наличия вакансий и пр. Всего поступило 46,6 тысячи звонков, из них обработано роботом (без перевода на оператора) — 62%.
В мае 2024 года реализован дополнительный сервис исходящих обзвонов граждан в сфере здравоохранения — напоминание пациентам о необходимости прохождения диспансерного наблюдения (1,8 тысячи звонков), а в сфере труда и занятости — о планируемых Центрами труда и занятости населения мероприятиях и оценке качества услуг (две тысячи звонков).
Сегодня система представляет собой единое голосовое ядро. Помимо решения региональных операционных задач, она задействована в решении задач маршрутизации вызовов горячих линий «117» и «122».
Платформа продолжает развиваться: в 2024 году после успешного пилотирования принято решение о внедрении робота-консультанта в деятельность мировых судов. Это позволит сократить сроки подготовки протоколов судебных заседаний на судебных участках мировых судей.
В 2020 году на 150 рабочих местах на базе ГБУЗ «Кузбасского клинического кардиологического диспансера имени академика Л.С. Барбараша» был установлен Voice2med – программа для голосового заполнения медицинской документации с использованием технологии распознавания и синтеза речи. Это позволило существенно сократить время на подготовку электронной медицинской документации. Качество распознавания речи составило около 95%.
В 2023 году для Архивного управления Кузбасса мы создали Единую архивную информационную систему Кузбасса.
Кроме исполнения собственных полномочий Архивного управления в системе реализован функционал распознавания документов с применением технологий искусственного интеллекта.
Зайдя в систему, гражданин может самостоятельно провести поиск по рукописям или генеалогические исследования по архивным документам. Для этого нужно знать только данные о своих родственниках.
Теперь с помощью искусственного интеллекта в ЕАИС Кузбасса запросы граждан отрабатываются не более пяти минут, а выдача готового результата по запросу составляет до трёх дней.
«Безопасный Кузбасс»
К созданию систем безопасного региона мы долго подходили. И это понятно, ведь для систем подобного класса нужна как подготовленная инфраструктура и особые меры по защите информации, так и команда опытных специалистов.
В целях обеспечения бесперебойного функционирования Единой платформы управления транспортными системами региона, а также организации, координации и контроля работ за бесперебойным функционированием информационной системы видеонаблюдения и видеоаналитики в 2023 году создано государственное казенное учреждение «Безопасный Кузбасс».
В рамках деятельности учреждения:
- проведена интеграция 2102 камеры видеодомофонов из 14 городов Кемеровской области;
- интегрировано 830 камер видеонаблюдения внешних систем;
- оборудован 21 объект военного комиссариата Кузбасса 117 камерами видеонаблюдения;
- запущена видеоаналитика по распознаванию лиц в ИС «РАИП ВиВ» в количестве 298 камер видеонаблюдения в 14 городах;
- обеспечена техническая возможность для дальнейшей интеграции объектов внешних систем видеонаблюдения с крупнейшими операторами связи в объеме 3461 камер видеонаблюдения.
В результате взаимодействия силовых структур с ИС «РАИП ВиВ» раскрыто 102 преступления.
Начато подключение пользователей системы по заявкам муниципальных образований и федеральных органов исполнительной власти.
Создана информационная система «Единая платформа управления транспортной системой Кузбасса» (ЕПУТС Кузбасса) — верхнеуровневая модульная система сбора, анализа и обработки данных о транспортных потоках, инфраструктуре дорожно-транспортного комплекса в режиме реального времени с возможностью визуализации и поддержки принятия управленческих решений. ЕПУТС Кузбасса позволяет создать рабочее пространство для мониторинга и управления дорожной обстановкой любому муниципалитету Кузбасса.
В ЕПУТС Кузбасса интегрированы элементы интеллектуальных транспортных систем Кемеровской и Новокузнецкой городских агломераций.
На данный момент в ЕПУТС Кузбасса интегрировано:
- 229 светофорных объектов, с возможностью управления и создания групп координации;
- 747 детекторов транспорта;
- 531 камера видеонаблюдения на улично-дорожной сети;
- 33 метеостанции.
Информационная безопасность
Реализация всех описанных проектов была бы невозможна без соблюдения мер информационной безопасности.
За пять лет существования Минцифры Кузбасса была проведена огромная работа по выстраиванию системы информационной безопасности региона.
Для своевременного реагирования на инциденты информационной безопасности и контроля за выполнением мер защиты данных информационных систем на базе регионального ЦОДа используется «Центр контроля информационной безопасности». В ЦОД внедрена «Система контроля управления доступом» (СКУД), организовано видеонаблюдение.
В прошлом году мы успешно прошли аттестацию ЦОДа на соответствие требованиям по защите информации государственных информационных систем по наивысшему классу защищенности К1. Аттестованный ЦОД позволяет снизить стоимость услуг на проведение работ по защите информации каждой информационной системы в отдельности, и даёт возможность размещения государственных информационных систем с наивысшим классом защищенности.
Для своевременного реагирования на инциденты информационной безопасности и контроля за выполнением мер защиты данных в регионе развёрнута многоуровневая система защиты информации, а также создана централизованная система мониторинга компьютерных инцидентов.
К системе обнаружения вторжений, которая подключена к корпоративному центру обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), подключены все исполнительные органы региона, а также 16 органов местного самоуправления. Данные о возможных инцидентах на информационные ресурсы этих органов передаются автоматически в Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ).
Организовано подключение исполнительных органов и органов местного самоуправления Кузбасса к централизованной системе антивирусной защиты информации. Сегодня к ней уже подключено более 35 тысяч рабочих станций.
В 2023 году на ресурсах нашего Центра обработки данных мы развернули первый в стране региональный киберполигон — программный комплекс обучения методам обнаружения, анализа и устранения последствий компьютерных атак.
Полигон призван повысить уровень подготовки будущих специалистов в сфере информационной безопасности, что особенно актуально в условиях нынешних реалий.
Он предлагает широкий спектр сценариев компьютерных атак, включая различные вредоносные программы, хакерские атаки, сетевую сегментацию и многое другое. Благодаря использованию современных разработок в области виртуализации киберполигон позволяет создать реалистичные условия, позволяющие специалистам практиковаться в безопасной среде.
С 2024 года вузы и сузы Кузбасса активно используют киберполигон в качестве базы для практического обучения студентов. Специалисты получают возможность на практике освоить методы анализа и определения различных типов компьютерных атак, разработать эффективные стратегии противодействия им, а также научиться быстрому и качественному восстановлению систем после атак.
Практическим результатом таких тренировок стала победа студенческой команды Института Цифры КемГУ в финале Всероссийских соревнований по киберучениям Ampire Trophy, проходивших 28 марта 2024 года на площадке конференции «Ampire 360» в Конгресс-центре Московского технического университета связи и информатики.
С 2025 года планируется начать практическое использование киберполигона в школах города Кемерово.
Региональный координационный центр Кузбасса
В 2023 году по инициативе губернатора Кузбасса было принято решение о создании в регионе филиала Координационного центра правительства России.
Создание Регионального координационного центра позволило ускорить реализацию федеральных и региональных государственных программ, а также проектов для экономического, социально-экономического, научного и научно-технического развития региона, а также повысило качество исполнения задач, поставленных президентом.
Менее чем за год РКЦ Кузбасса реализовали 16 прорывных проектов, направленных на принятие важных управленческих решений. Результатом стала разработка цифровых аналитических панелей (дашбордов), таких как «Национальные проекты», «Снос аварийных зданий», «Ввод нового жилья», «Борьба с киберпреступлениями», «Происшествия (пожарная обстановка и происшествия на водных объектах)», «Розничная торговля», «Госпаблики», «Приведение НПА в соответствие», «Зарплата отдельных категорий работников бюджетной сферы», «Стратегия и развитие СТК Шерегеш», «Чат-бот антитеррор», «Карта по ДТП Кузбасса».
Дашборды позволяют контролировать исполнение планов мероприятий и достижение целевых показателей, наглядно показывают результаты принимаемых управленческих решений в виде статистических данных и приносят реальную пользу.
Так, дашборд «Борьба с киберпреступлениями» помог предотвратить хищения на сумму более 200 миллионов рублей. На основании статистических данных, выводимых на цифровой панели, формируется аналитическая записка для проведения штабов правительства Кузбасса с участием ГУВД, банков и операторов связи и разрабатываются мероприятия по противодействию кибермошенничеству. На сегодняшний день Кузбасс входит в топ-10 регионов-лидеров по снижению количества киберпреступлений, что показывает эффективность принимаемых мер.
Дашборд «Госпаблики», стал главным инструментом для аналитики и контроля показателей ведения государственных пабликов Кузбасса. За три месяца показатель «Уровень вовлечённости» увеличился на 30%: с 2,2% в июле до 2,87% в октябре.
Благодаря разработкам РКЦ Кузбасса был оптимизирован процесс подготовки отчетов РОИВов, что позволило сократить затраты на 155,5 рабочих часов сотрудников, которые ранее ими тратились на обработку данных, получаемых из различных источников на бумажных носителях. Отчётность теперь консолидирована в одном окне, что сокращает время на принятие важных управленческих решений.
А что же дальше?
Кузбасс уверенно продолжает двигаться по пути цифровизации и наглядно демонстрирует, как этот процесс может позитивно влиять на все сферы жизни региона.
Эффективность работы по цифровизации Кузбасса подтверждается высокими позициями во всероссийских рейтингах. Сервисы региональной информатизации Кузбасса – «Регистрация в программе лояльности при посещении СТК «Шерегеш», Региональная геоинформационная система «Кузбасс», Региональная цифровая платформа «Кузбасс Онлайн», Программное обеспечение по управлению землями сельскохозяйственного назначения «Sovhoz.ai» – признаны лучшими в России.
Значимым отраслевым мероприятием в 2023, 2024 и в 2025 годах стало проведение регионального форума «Кузбасс в цифре», который объединил на одной площадке ведущие компании и специалистов в сфере IT. Форум проходил в форме конструктивного диалога, в ходе которого участники затронули такие важные темы, как реализация национального проекта «Цифровая экономика», актуальные тренды формирования цифрового сообщества, информационная безопасность.
За пять лет существования Минцифры Кузбасса мы достигли значительных успехов, и курс на дальнейшее развитие «цифры» в регионе продолжает оставаться приоритетным.