Фонд «Центр стратегических разработок» представил исследование «Регулирование использования электросамокатов: зарубежные практики, проблемы на российском рынке и потенциальные решения».
В исследовании оценивается эффективность текущих законодательных практик и сформулированы возможные сценарии регулирования электросамокатов как средств индивидуальной мобильности (СИМ) в России.
По итогам 2023 года объём российского рынка кикшеринга (проката СИМ – ред.) составил 22,3 миллиарда рублей. Самые крупные сервисы проката электросамокатов — Woosh, «Юрент», «Яндекс Go».
В 2023 году брали самокатами в аренду 21 миллион человек, которые совершили свыше 200 миллионов поездок. Итоги 2024 года ещё не подведены, но очевидно, что уровень прошлого года превзойдён: только в Москве к концу августа, то есть до завершения сезона, пользователи уже совершили 46 миллионов поездок.
В Томске число поездок за 2024 год выросло в два раза, в Екатеринбурге — в 2,5 раза. Растёт не только общее число, но и доля поездок, совершаемых по «транспортному» сценарию: 40–60% поездок совершаются к остановкам общественного транспорта.
Покупки личных электросамокатов также растут. В первом квартале 2023 года в Российской Федерации было продано на 43% больше электросамокатов, чем за аналогичный период прошлого года: 24,5 тысячи, на 575 миллионов рублей.
Один из основных выводов исследования — в России, по сравнению с другими странами, отмечается выборочный характер нормативного регулирования использования электросамокатов.
См. также: Правительство ввело в ПДД нормы в отношении электросамокатов >>>
При этом нынешние проекты изменений в федеральное законодательство нельзя признать успешными. Все проекты разрознены и касаются отдельных вопросов регулирования. Так, в законопроекте № 465666-8 предлагается введение государственного учёта СИМ и установление номерных знаков (законопроект отклонён, как и ещё один аналогичный депутатский законопроект – ред.), в законопроекте № 604809-8 – ужесточение ответственности для лиц, управляющих СИМ, в законопроекте № 669011-8 – запрет коммерсантам привлекать курьеров, чья ответственность не застрахована, ещё в одном из проектов Министерства транспорта РФ – ограничение скорости СИМ при движении в потоке пешеходов до 10 км/ч.
Региональные власти не могут вносить дополнительные ограничения в ПДД или КоАП, однако на практике в ряде российских регионов действуют более жёсткие требования к скорости передвижения на СИМ, но относятся они только к прокатным электросамокатам.
В России в 2023 году количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием СИМ, к которым относятся как личные, так и прокатные электросамокаты, выросло втрое по сравнению с предшествующим годом: 941 ДТП в 2022 году; 3100 ДТП в 2023 году.
За первое полугодие 2024 года зарегистрировано 1891 (+81,3%) ДТП с участием СИМ, в которых погиб 21 (+75,0%) человек. Ещё 122 ДТП с пострадавшими за этот же период зарегистрированы сотрудниками Госавтоинспекции, но не попало в официальную статистику. В 605 (32,0%) ДТП участвовали пользователи личных СИМ, в 1286 (68,0%) происшествиях СИМ принадлежали операторам кикшеринга. 40,0% всех ДТП с СИМ произошли на тротуарах и других пешеходных зонах, 25,2% всех ДТП – на выездах на проезжую часть и перекрестках, в том числе 17,2% – на пешеходных переходах.
Среди 21 ДТП с летальным исходом в 14 СИМ были личными, в семи происшествиях – прокатными. Большинство пострадавших в ДТП с участием СИМ составляют люди в молодом и среднем возрастах, почти треть пострадавших (31,9 %) приходится на возраст от 16 до 25 лет.
Несмотря на существенный рост аварийности, ДТП с СИМ занимают незначительную долю от всех ДТП. По итогам 2023 года она составила 2,3% от всех ДТП. В абсолютных значениях по итогам первого полугодия 2024 года с самокатами происходит в 1,7 раза меньше ДТП, чем с велосипедами.
В исследовании предлагается рассмотреть возможные меры воздействия при разных регуляторных сценариях.
1. Оптимальное воздействие
Введение следующих мер:
- создание и развитие инфраструктуры для эксплуатации СИМ;
- идентификация и учёт пользователей электросамокатов;
- тесты на знание ПДД для использующих СИМ;
- разработка федеральной методологии для унифицированных стандартов эксплуатации электросамокатов в городах (квотирование самокатов, создание парковочных мест, соблюдение норм безопасности).
Названные меры приведут к повышению безопасности дорожного движения в целом и «усилят» безопасность самих пользователей, но приведут к дополнительным издержкам у операторов кикшеринга и органов власти (при создании и развитии инфраструктуры, а также администрировании государственного учета).
2. Среднее воздействие
Введение следующих мер:
- создание и развитие инфраструктуры;
- идентификация и учёт пользователей электросамокатов; тесты на знание ПДД;
- обязательное страхование ответственности;
- ношение экипировки;
- разработка федеральной методологии для унифицированных стандартов эксплуатации электросамокатов в городах.
Как и в сценарии «оптимальное воздействие», такие меры повысят безопасность, но увеличат расходы операторов кикшеринга и органов власти.
Предлагается также возложить на оператора кикшеринга обязанность агента для взимания публично-правовых штрафов за нарушения ПДД теми, кто арендовал СИМ. При введении данной меры оператор кикшеринга будет взимать c арендаторов публично-правовые штрафы, начисляемые на основании КоАП РФ, и перечислять соответствующим государственным органам (ГИБДД), получая за это комиссию. Сейчас как на российском, так и зарубежном рынках операторы кикшеринга при начислении им штрафов оплачивают их и взимают уплаченные суммы с пользователей (такая мера не является агентированием, но близка к нему). Впрочем, условия «агентирования» публичным образованиям и операторами кикшеринга нуждаются в доработке.
3. Жёсткое воздействие
Предлагается рассмотреть введение следующих мер воздействия в обязательном порядке:
- создание и развитие инфраструктуры;
- идентификация и учёт пользователей электросамокатов;
- ношение экипировки;
- обязательное страхование ответственности;
- запрет движения по тротуарам;
- водительское удостоверение категории «М»;
- возложение обязанности по агентированию публично-правовых штрафов на оператора кикшеринга;
- разработка федеральной методологии для унифицированных стандартов эксплуатации электросамокатов в городах.
Представляется, что введение данных мер привёдет к максимальному повышению безопасности дорожного движения, снижению количества ДТП, но вызовет большие издержки как у операторов кикшеринга, так и органов власти. Запрет движения по тротуарам решит одну из наиболее острых проблем организации дорожного движения – разделения потоков пешеходов и пользователей электросамокатов. При этом такая серьёзная мера не может быть применена без параллельного развития инфраструктуры (велодорожек). Введение обязательного страхования ответственности позволит снизить риски того, что потерпевшие не смогут получить возмещение от пользователя. При этом необходимо проработать механизмы контроля за соблюдением данных требований пользователями личных электросамокатов.
4. Сорегулирование и саморегулирование
Рамочное регулирование, разрабатываемое регулятором вместе с операторами кикшеринга. Данный сценарий отчасти уже нашёл воплощение в реальной практике. Недостатком сценария может выступать установление отраслевых правил исключительно для пользователей прокатных электросамокатов, правила и механизм контроля за этими правилами для пользователей личных электросамокатов отсутствует. Однако неоспоримым преимуществом этого сценария является сотрудничество самих операторов кикшеринга, которое позволит сделать меры эффективными и осуществимыми в жизни.
Также в исследовании приведены претензии пешеходов (интернет-пользователей) к электросамокатам и предложенные ими варианты решения проблем.
Выделяемая проблема |
Предлагаемое интернет-пользователями решение |
Самокаты мешают пешеходам |
|
Низкий порог вхождения (общедоступность потенциально опасных СИМ) |
|
Неаккуратное вождение на прокатных электросамокатах из-за повременной тарификации (быстрее – дешевле) |
|
Опасные скорости |
|
Незнание ПДД |
|
Арендные самокаты перегораживают проход пешеходам |
|