Экспорт российских IT в эпоху covid-ограничений

789

Об авторе: Лев Матвеев, председатель совета директоров «СёрчИнформ», член правления НП «РУССОФТ»

Уже два года перемещение между странами сильно ограничено, так что почти все это время российские IT-компании, которые ещё не закрепились на зарубежных рынках, теряют то немногое, чего удалось добиться за рубежом. Но главное – они теряют время.

Как в условиях пандемии развивать экспорт IT-решений, чем может помочь государство и что делать самим компаниям?

Для начала о том, почему в пандемию экспорт IT-решений в принципе испытывает проблемы. Казалось бы, сфера информационных технологий одна из тех, которая первой научилась работать удалённо. Да и грех не работать удалённо – это нам привычнее, чем многим другим. Но не всё так просто.

На мой взгляд, дело в двух причинах.

  1. Открывать зарубежный офис и нанимать сотрудников удалённо невозможно.
  2. Если компания не мировая звезда в IT и её не знают на иностранных рынках, лучшие методы продвижения – профильные мероприятия, встречи, организуемые представителями посольств, «Российского экспортного центра» (РЭЦ), «Московского экспортного центра» (МЭЦ) и других ведомств, а также мероприятия, которые компания готова проводить собственными силами. Важно иметь возможность лично встречаться с заказчиками, это вопрос доверия к новому производителю. Однако когда переезды между городами и странами затруднены, когда то тут, то там вводятся локдауны, это не представляется возможным.

До пандемии продвигаться за рубежом было проще. Мы вместе с партнерами проводили серии презентаций компании и продуктов, Road Show, на территории Латинской Америки, ЮАР и Дальнего Востока. Участвовали в серии профессиональных ИБ-мероприятий в семи странах Латинской Америки, пользовались поддержкой РЭЦ в этих регионах.

Но уже два года вся эта деятельность заморожена, средства и силы компании, вложенные в развитие за рубежом, медленно, но верно сходят на нет. Нести затраты на содержание персонала, офисов и не получать отдачи для компании среднего размера неприемлемо. Деньги, вложенные в участие в местных ИБ-мероприятиях, потрачены, уже два года не работают на продвижение.

Сейчас бизнесу и необходима поддержка государства.

Поддержка сегодня

Правительство декларирует важность наращивания экспорта, высоких технологий в первую очередь. И поддержка, действительно, есть, но к ней всегда были вопросы:

спонсируются мероприятия, но увы – у компаний нет права выбрать их самим, нам предлагают утверждённый заранее перечень;
на выставках спонсируются коллективные стенды на 15-20 компаний, где каждая из них просто теряется и не запоминается;
субсидии на локализацию ПО для другой страны, возмещение затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках интеллектуальной собственности, – всё это деньги, потраченные государством не на то. Если компания не может нести подобные траты сама, ей, пожалуй, рано выходить на иностранные рынки.
Всё это точечные меры, не слишком эффективные в долгосрочной перспективе.

Поддержка 2.0

Перечисленные выше меры поддержки и так были недостаточными, а в ситуации пандемии и вовсе оказываются каплей в море. Государство тратит на них деньги, а результат мизерный. Поэтому решением было бы создавать инфраструктуру – тогда вопрос будет решаться системно. Нужны IT-хабы, или IT-кластеры, для российских производителей в самых приоритетных для России странах. Когда я говорю про «кластеры» и «хабы», я имею в виду настоящие комплексы из дата-центров, офисов, прочей материальной и организационной инфраструктуры, которая стала бы базой российского бизнеса за границей.

Что нужно компаниям-экспортёрам для развития на новом рынке? Офисы, колл-центр, конференц-залы для проведения встреч и мероприятий, а также содействие представителей власти (послов РФ) или институтов поддержки (РЭЦ, МЭЦ и т.д.). Кроме прочего администрация IT-кластера могла бы отбирать и рекомендовать проверенных местных подрядчиков: PR- и маркетинговые агентства, типографии и других поставщиков, услугами которых могли бы пользоваться экспортёры и быть уверенными в качестве.

Важно, чтобы отбор в эти кластеры проводился по принципу «готова ли компания-экспортёр к выходу на иностранный рынок?». Чтобы не получалось бизнес-туризма или анекдотичных случаев, когда мы встречали на спонсированных государством выставках коллег, которые приехали на мероприятие с русскоязычными буклетами и нелокализованным ПО. Необходимо отбирать компании, которые готовы вкладываться в развитие на равных с государством: нанимать персонал в стране продвижения, предоставлять необходимые материалы и работать в тесной связке с PR-агентством, тратиться на мероприятия, командировки и т.п.

В итоге, уверен, такой подход в перспективе принесёт гораздо больше пользы экспортёрам: компании сэкономят деньги, нервы и время на подборе офисов, надёжных и эффективных подрядчиков. Компаниям придётся меньше тратиться на множество командировок – ведь значительную часть подготовительной работы сделает за них государство. В результате же и государство окажется в плюсе: больше уплаченных в казну налогов, повышение благосостояния людей, занятых в IT-секторе, и главное – создание бренда России как страны информационных технологий.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь